Заказной маршрут в «девяностые»

Пока набиваются карманы за счет признанных судом противозаконных «заказных» схем, с молотка уходят недобитые автотранспортные предприятия

11:52, 6 февраля 2020

Фото: 4vsar.ru

В Саратовской области нерешенная проблема с «заказными» перевозчиками настолько остра, что ни месяца не обходится без каких-либо эксцессов. Новый год исключением не стал, и очередной тревожный сигнал раздался в Ершовском районе. Там 10 января группа неизвестных напала на микроавтобус «Фольксваген», которым управлял предприниматель-перевозчик Карен Бабаян.

Крепкие мужчины  устроили засаду рядом с мостом у села Рефлектор. По версии  ГУ МВД, события развивались следующим образом. Бабаян на принадлежащем ему автомобиле «Фольксваген Каравелла» ехал из Саратова в Ершов, где высадил часть пассажиров и отравился домой, в село Рефлектор. Около 17.00 микроавтобус подъехал к железнодорожному мосту возле станции Мавринка. Под мостом водитель увидел незнакомого мужчину, который жестом попросил остановиться. Когда шофер выполнил его просьбу, из припаркованной рядом легковушки вышел второй мужчина. Не произнося ни слова, они взяли кирпичи, лежавшие на дороге, и разбили ими три стекла микроавтобуса (лобовое и два боковых). После этого сели в машину и уехали в сторону дороги Саратов-Ершов. Потерпевший обратился в полицию, но не сообщил ни номер, ни марку автомобиля нападавших, якобы их не запомнил. В настоящее время правоохранители проводят проверку. Ожидается, что будет возбуждено уголовное дело об умышленном уничтожении имущества (часть 1 статьи 167 УК РФ). Сумма ущерба за побитые стекла составляет примерно 100 тысяч рублей.

По словам самого бизнесмена, в салоне у него во время нападения находились два человека. К счастью, никто из них, ни он сам физически не пострадали, хотя опасность была вполне реальной. Конечно, бесследно для психики находившихся в микроавтобусе людей такие события не обходятся. Слава Богу, в салоне не было детей.

Если подобный беспредел произошел бы в дикие 90-е годы, случай можно было бы назвать дежурным. Но сейчас отголоски лихих эпох выглядят вопиюще и требуют пристального внимания со стороны правоохранительной системы, которой придется ответить не только на вопрос, кто напал на пассажирский автобус, но и почему подобное в принципе произошло.

Сам Бабаян в беседе с нашим корреспондентом не стал выдвигать никаких предположений о возможных причинах, которые могли привести к инциденту. Предприниматель лишь сказал: «Все, что произошло, у меня в душе». Скорее всего, мужчина недоговаривает, ведь засады на пустом месте не случаются. Да и в месть за бытовой конфликт верится неохотно; обычно в таких случаях страдает лицо, а пострадал микроавтобус - средство заработка. Так, может быть, именно предпринимательская деятельность повлекла за собой безрадостные события?

Как мы уже говорили, ИП Бабаян занимается извозом. По нашим данным, он осуществляет перевозки из поселка Декабрист Ершовского района в Саратов. По указанному маршруту он возит пассажиров уже несколько лет. Ранее предприниматель вел бизнес под брендом компании «Властелин» по так называемой «заказной» схеме. Зачастую заказными подобные перевозки не являются, поскольку носят признаки регулярных (четкое расписание, установленный маршрут, фиксированная плата за проезд). По закону регулярные перевозки имеют право осуществлять исключительно организации, заключившие с областным правительством соответствующие контракты. Схему, когда под видом заказных осуществляются нелегальные регулярные перевозки в прошлом году суд признал противозаконной. Выгода структур, аффилированных «Властелину», заключается  в том, что им достается определенная доля с продажи билетов на маршруты частников-«заказников». В прошлом году Бабаян посчитал, что может обойтись без посредников и вести нехитрое дело самостоятельно.

Сам потерпевший бизнес-версию причин инцидента не выдвигает. Понять его можно, если произошедшее действительно имеет под собой «перевозчицкое основание», то 3 разбитых стекла можно посчитать большим везением.

В 2018 куда меньше повезло кассам ООО «Турист», занимавшегося все теми же «заказными» перевозками. Их пункты продаж билетов в Балашове и Петровске сгорели с разницей в несколько дней. Найти тех, кто устроил и заказал поджог, не удалось, уголовные дела в настоящий момент приостановлены. В похожем ключе развивались события в соседней Волгоградской области. Здесь 3 апреля того же 2018 года произошел пожар в помещении фирмы «Diana Tur» в городе Волжском, затем была попытка поджога автобазы этой компании…

Примечательно, что одним из ключевых направлений  фирмы являются междугородние пассажирские перевозки из Саратова в Москву. На этом маршруте с конкуренцией соседей не справляется фирма «Властелин»,  саратовская контора совершает куда меньше рейсов в сверхприбыльном столичном направлении.

Ершовский случай с нападением на микроавтобус может быть не единственным. Перевозчики-частники сплетничают, что аналогичное ЧП в те же дни произошло в Саратове с перевозчиком из Ровного. Правда, получить в правоохранительных органах официальное подтверждение произошедшего нам не удалось.

Примечательно, что все разборки в стиле 90-х происходят исключительно вокруг «заказных» перевозок. Легальные перевозчики в подобные передряги не попадают. И оно понятно. Поле, на котором играют официалы, абсолютно законно. Там, где главенствует закон, устраивать беспредел никто не осмелится. Другое дело - теневые схемы и борьба за контроль над ними...

Выходит, неотрегулированная отрасль пассажирских перевозок сама собой провоцирует криминальные разборки. К сожалению, их заложниками могут стать не только участники бизнеса, но, что самое страшное, простые пассажиры, которые даже не подозревают, что вверяют свою жизнь и здоровье нечистым на руку дельцам.

Унесенные ветром

Кстати, о здоровье. В канун Нового года ЧП произошло еще с одним «заказным» микроавтобусом. В ДТП с пострадавшими угодил «Мерседес» ИП Мотыгина. Автобусы этого предпринимателя под вывеской «Властелина» осуществляют все те же якобы заказные перевозки по маршруту «Балашов-Саратов». Его ежедневно обслуживает аж 9 маршруток, которые уводят пассажиропоток у легальных рейсовых перевозчиков.  В печальную историю угодила одна из них.

По данным региональной госавтоинспекции, 31 декабря около 17.20 на 578-м километре трассы Р-22 Каспий – подъезд к Саратову водитель 1968 года рождения, управляя микроавтобусом «Мерседес-Бенц 223201», не учел дорожные и метеорологические условия и не выбрал безопасную скорость. В итоге он не справился с управлением, машина съехала в левый кювет по ходу движения и опрокинулась. По версии, озвученной СМИ, микроавтобус попросту сдуло с дороги разбушевавшимся ветром.

Сколько в общей сложности находилось человек в салоне иномарки, в ГИБДД не уточнили. Однако известно, что в больницу сразу доставили пятерых человек. Парня 1995 года рождения, девушку 1996 года рождения, двух женщин - 1990 и 1977 годов, и пассажирку 2000 года рождения. Четверых  отпустили на амбулаторное лечение, а последнюю госпитализировали. По сведениям «Четвертой Власти», у девушки зафиксировали перелом плечевой кости. Позднее в больницу за медпомощью обратились мужчина 1970 года рождения и женщина 1979 года рождения. После оказания необходимой помощи их отпустили. Таким образом, в ДТП пострадало 7 человек, а разбирательством занялась полиция.

Как стражи порядка пояснили «ЧВ», для возбуждения уголовного дела им необходимо, чтобы пострадавшая девушка, у которой самые тяжелые травмы, завершила лечение, чтобы квалифицировать тяжесть травм. Лишь после того, как водителя официально признают виновным, остальные смогут требовать компенсацию. В полиции также разберутся, на каком основании осуществлялась перевозка пассажиров. Что-то подсказывает, что законной схема перевозки пострадавших пассажиров являлась вряд ли.

Описанные выше события в очередной раз показывают, насколько остро стоит вопрос очищения рынка пассажирских перевозок. Это понимают в УФАС, МУГАДН, Министерстве транспорта, теперь опосредованно в процесс вовлечена полиция. Но даже их усилий может оказаться мало. Без помощи других правоохранительных органов весьма сложно наводить порядок, тем более там, где перевозки слишком долго оставались беспризорными. Уже безвозвратно потеряны районные транспортные предприятия, несет потери бюджет, постоянно поднимается вопрос безопасности пассажиров, то и дело случаются криминальные ЧП, не говоря о том, что признаки криминала в системе организации «заказных» перевозок увидел суд. Неужели этого не достаточно, чтобы общими усилиями раз и навсегда навести  порядок?

Пока набиваются карманы за счет признанных судом противозаконных «заказных» схем, с молотка уходят недобитые автотранспортные предприятия. В январе за 7 млн в частные руки ушло Петровское  АТП. Его новым хозяином стал учредитель ООО «ТК Властелин» Андрей Дробязко.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

транспорт, серые перевозчики, властелин, регулярные пассажирские перевозки, андрей дробязко