Саид-Ахмед Элесов: «В Чечне за порядок, за мир»
14:16, 26 января 2011
Представитель Кадырова урегулировал конфликт чеченца и русского в Саратове
Попытка 23-летнего чеченца Сайхана Зелимханова въехать на своем внедорожнике «Мерседес» в кафе «Джельсомино» на Набережной Космонавтов в Саратове вызвала широкий резонанс. Несмотря на то, что хамство, наглое поведение и прочее от иммигрантов мы наблюдаем каждый день. Но в этой истории интересно другое - то, как земляки Зелимханова отнеслись к его выходке. Парня осудили все, а о случае узнали даже в парламенте Чечни. Урегулировать конфликт с предпринимателем Александром Тимошком, которому принадлежит вышеупомянутое кафе, президент республики Рамзан Кадыров делегировал руководителя своего представительства в Приволжском федеральном округе Саида-Ахмеда Элесова. Вчера состоялась их повторная встреча, в которой принял участие руководитель всероссийского информационного агентства «Местное самоуправление» Игорь Мещеряков и корреспондент «Четвертой власти».
- Саид-Ахмед Иссаевич, как наказали хулигана кроме штрафа за нарушение правил дорожного движения?
- Я хочу сразу вас заверить, что мы тоже непросто переживаем такие события. Парнишка очень серьезно наказан своими родителями, осужден друзьями и общественностью. Он находится сейчас в таком состоянии, что многое бы сделал, чтобы этот случай не произошел.
Тимошок: Через знакомых и родственников ищет, как повлиять на отца, чтобы вернуть его расположение.
Элесов: Да, может дойти до того, что придет к Александру Михайловичу и будет просить, чтобы он помог ему в этом. У нас это самое страшное наказание - порицание отца. Мы очень благодарны Александру Михайловичу, что он с пониманием отнесся к скандалу. Этот мальчишка теперь будет ему чуть ли не близким человеком.
Случай с Сайханом особый. От этого мальчика мы не ждали подобного. Зелимхановы - не та семья, от которой можно ожидать противоправных действий. Она благополучная, в ней правильно воспитывают детей. Я знал дедушку этого мальчишки. Ваха Зелимханов был известным в Советском Союзе человеком, депутатом Верховного совета СССР.
- Как нарушитель объяснил свое поведение?
- Он на прямую не разговаривает со старшими - стесняется. Друзьям и братьям объясняет, что не справился с управлением. Но его отец прекрасно знает, почему это на самом деле произошло.
- Вы тоже считаете, что машина случайно покатилась?
- Совершенно не случайно. Это самый настоящий поступок, который требует осуждения.
- И он не единственный. Откуда у вашей молодежи такое неуважение к нам?
- Давайте не будем делить. Молодежь вся наша, российская.
- Но наша молодежь в Грозном не отплясывает гопак.
- В свое время в Чечне, пока там не было каких-то событий, я еще помню, отплясывали и гопак, и все что необходимо. Мы все россияне и не должны проводить деление.
Тимошок: Их дети выросли на войне и, что греха таить, у них от этого есть нравственные проблемы. Наши ребятишки сотой доли не видели того, через что их сверстникам из Чечни пришлось пройти. Конечно, с ними надо работать.
- Сюда приезжают дети влиятельных в Чечне родителей или молодые люди, теряя родительский контроль, вместе с тем теряют голову? Может, в этом причина проблемы?
- Все в совокупности. А наши приезжают в Куршевель, что там вытворяют?
- Но Европа это нам с рук не спускает.
- Европа не спускает - им там проще. Мы для них вообще чужие. А эти свои, родненькие. Какую методику выбрать, чтобы этого не было? В Европе просто: пошел вон. А у нас с этим проблема. С одной стороны надо пресекать, а с другой - это наши, их нельзя по полной наказывать, поскольку они в детстве пострадали. Башку всем отрывать - не тот путь. Для меня большей чести нет - пришел отец и извинился. Я понимаю, что этот мальчишка глубоко призадумается в следующий раз, а нужно ли ему это. И другие тоже призадумаются. В любом народе таких проблем хватает.
Элесов: Да, я видел, как на головы этих ребят падали бомбы. Естественно, война не отразиться на психике этого поколения не могла. Конечно, дает отпечаток и то, что они вырвались на простор, почувствовали свободу, не знают, как себя в подобных случаях вести. Это не их вина, это их беда, причем даже наша общая.
Мещеряков: Начинать надо не отсюда, а с вашего дома. А начинать надо с покаяния: почему на головы детей сыпались бомбы?... Мы все своих детей потеряли, проиграли войну за них: они слушают не нас, а совершенно других людей, которые учат совершенно другому. Теперь надо начинать оттуда новую войну. Безусловно, ваша деятельность нужна, но это не даст никакого результата, если в каждой чеченской школе не будут объяснять, почему посыпались бомбы. Давайте разберемся и, может быть, покаемся друг другу. Все виноваты. Давайте с чистого листа начинать. Пока покаяния не видно, а видно вызывающее поведение.
Тимошок: Еще долго историки будут разбираться, что произошло.
- Саид-Ахмед Иссаевич, вы для себя уяснили, почему произошел этот случай?
- Я уяснил, что такие события не должны иметь место. И для Сайхана, и для остальных это урок. Более 15 тысяч наших земляков проживает в Саратовской области. Вы по-доброму отнеслись к Чечне в неспокойные годы. Уже тогда порядка 4 тысяч вынужденных переселенцев перебрались в Саратовскую область, стабильно сотни детей проводили лето в ваших оздоровительных лагерях и т.д. Сейчас ежегодно свыше 700 человек, постоянно проживающих в Чечне, лечатся в губернии. Из республики приехали учиться в регион порядка 500 студентов. Может быть, не все из этих молодых людей нормальные, много случайных людей. Но если даже 15-20% из этой категории станут образованными людьми, будут поднимать чеченскую экономику - это прекрасно. За это надо благодарить руководство и вашей области, и нашего региона. Это надо ценить. Прежде всего, самим чеченцам, которые проживают здесь. Нам старшим надо показывать это. А мы гадим, где свято, где нам протянули руку. Конечно, это не массово, не специально, не намеренно, но такие случаи есть. Если мы будем осуждать такие случаи публично, не только через милицию наказывать, совсем другая будет реакция.
Кстати, мы очень часто слышим: понаехали, со своим уставом в чужой монастырь... Устав у любого народа прекрасный. Если бы чеченцы или кто-то другой приезжали и следовали своему уставу, никаких конфликтов не было бы. Устав у нас замечательный: уважение к старшим, быть добропорядочным, не пить, не курить и т.д.
Рамзан Кадыров в своем обращении к землякам, проживающим за пределами республики, сказал: без уважения традиций народа, где вы находитесь, вы не сможете добиться его уважения к своим обычаям. Если я пришел к Александру Михайловичу в гости, уважаю его традиции, то он поймет, что я - хороший человек. Если я буду уважать его традиции, то добьюсь того же уважения своих традиций. Конечно, лезгинку в том плане, в котором здесь показывают - от нечего делать, мешая людям, нельзя танцевать. Мы осуждаем такие вещи.
- Что, на ваш взгляд, произошло в Ленинском районе Саратова, где задержали более полусотни лиц неславянской национальности?
- Мое мнение - это было сделано искусственно. Поводом для активных действий послужили телефонные звонки, что кого-то избили. Действительно, накануне избили 17-летнего студента только из-за того, что он нерусской национальности. Я разбирался: встречался с мальчиком и его родственниками - никто не звонил от него. Кстати, до задержаний в Ленинском районе, за три дня до этого, то же самое было на площади Кирова в Фрунзенском районе. Я был в милиции тогда, беседовал с ними, задержанные объясняли, что случайно проходили мимо. Я считаю, это была провокация чистой воды. Ее инициаторов сейчас пытаются найти.
Тимошок: У меня тоже часто складывается впечатление, что это специально кто-то делает, подтравливает молодежь, подталкивает их на противозаконные действия. Другие проблемы выводят на национальный вопрос. Наша главная задача - выяснить, как минимизировать проблему.
Лично я убежден, что из плохой ситуации надо извлекать пользу, наша встреча окажет хорошее влияние, чтобы в будущем эти факты не имели места. Детвора она есть детвора. Это потерянное поколение.
Элесов: Вы поймите, мы их сюда учиться отправляем, а не беспорядки учинять.
- Если власти сейчас строго подойдут к наказанию нарушителей и преступников всех национальностей, не получится так, что вы заявите о притеснении на национальной почве, вспыхнет очередной очаг противостояния между русскими и чеченцами?
- В Чечне сейчас другая ситуация. Там спокойная жизнь. Даже ни одного угона нет - машины спокойно оставляют на улице. В Чечне за порядок, за мир. Кстати, я вас приглашаю посетить республику. Я все организую.
- Александр Михайлович, чем закончился для вас конфликт?
- Я тоже пытался, понять, что произошло. Оказывается, у молодежи пошла мода такая, кто въедет на крыльцо какого-нибудь заведения. В интернете размещены и другие ролики. Я тоже отец. У меня тоже бывают проблемы. Для меня самое главное: Зелимханов-старший извинился, я понял, что поступок им и остальными чеченцами осужден, что отец направит сына в нужное русло.