Ультиматум правительству: Властелин сдает сатрапов на заклание?
12:55, 12 декабря 2019
Серые перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки под видом заказных, похоже, не могут оправиться от сокрушительных ударов контролирующих органов и судов. В попытке хоть как-то удержаться на ногах они пошли ва-банк, и не придумали ничего лучше, как шантажировать государственную власть.
На прошлой неделе в форме открытого письма «крышующие» нелегалов хозяева во всеуслышание объявили, что частично уходят с рынка перевозок. Они уверяют, что после их демарша возить людей по целому ряду маршрутов в Саратовской области будет некому, а по другим – где параллельно с ними работают легальные маршрутчики - транспортное обслуживание населения сократится втрое.
Рейсовые нелегалы выражают недовольство пристальным вниманием в свой адрес со стороны управления Госавтодорнадзора (МУГАДН) и жалуются на многочисленные внушительных размеров штрафы, которые им выписывает ведомство за нарушения законодательства.
Получается, те, кто длительное время планомерно уничтожал отрасль легальных регулярных пассажирских перевозок, вытесняя «белых» маршрутчиков, сейчас заявляют, что убивают на самом деле их. Примечательно, что в этой парадигме главным узурпатором для них выступает закон. Парадокс, ничего не скажешь.
О том, что брошенная много лет назад на саморегулирование без строгого контроля отрасль пассажирских перевозок в конце-концов может аукнуться мощным социальным взрывом, в последнее время не говорил только ленивый. И вот первые звуки тревожного колокольчика прозвенели.
Поверить в то, что колокольчиковый «бздень» - настоящий звон, сложно, охотнее верится в привычное пустозвонство. Ну только на секунду представьте, если несколько районов Саратовской области будут отрезаны от сообщения с областным центром... Это же не просто местный скандальчик, но ЧП федерального масштаба!!!
Разбираться в произошедшем будут уже не наши саратовские ребята, а федеральные стражи, чуждые местным укладам. И тогда уже точно со всей скрупулезностью они начнут искать причину сего безобразия. При таком раскладе деятельность серых перевозчиков, которые любят оставаться в тени, будет вообще проверена под микроскопом. Конечно же, в первую очередь под удар попадут частники, которые под логотипами шефской организации пользуются признанной судом незаконной схемой перевозок.
И в чем же тогда смысл происходящего? Совсем не верится в безумный вариант, что «заказники» неожиданно решили сделать харакири. Впрочем, неизвестно каким богам могут молиться жрецы язычников от перевозок. Может статься, властелин принесет своих сатрапов в жертву своему золотому идолу. Но тогда и паства начнет молоть языками, а это невыгодно никому.
Долгое время «заказники» кичились тем, что они заняли доминирующее положение, потому что их конкуренты не могут выдержать борьбу. На деле же оказалось, что это «заказники» не могут выдержать конкуренции, когда уполномоченные органы сделали закон доминирующим для всех участников рынка!
В СМИ прозвучали угрозы только от тех, кто осуществляет перевозки под маркой «Властелин». Но это не единственная марка, вызывающая законодательные сомнения. Чуть скромнее, но также уверенно чувствовал себя до последних событий бренд «Ной».
Но, поскольку последнему хватает осторожности не светить себя в публичной плоскости, остановимся на тех, кто фонтанирует своей незаменимостью в экономике региона.
Мы, естественно, не прокуратура, не следственный комитет, но считать немного умеем, вполне возможно, что не без ошибок.
Итак, «Властелиновцы» в своем ультиматуме кичились 20-ю миллионами отчислений в бюджет. Да, сумма немалая, но кто ее отдает? Целое множество из ООО «ТК Властелин», ООО «ВПЛ Поволжье», ООО «Билетный терминал», ООО «Трансагент», ООО «Ершовавтотранс» и еще порядка 80 ИП-перевозчиков. При этом, если не врут интернет-источники, то сам ТК «Властелин» заплатил лишь 2, 6 млн.
Это кажется немного странным, ведь под логотипом «Властелин» курсирует туча маршруток. Но одно дело бренд, другое - бизнес. Для того чтобы быть властелином, необязательно лично участовать в прямых схемах, достаточно контролировать продажи билетов. И вот тут сразу видна заковыка.
Продавцом билетов на все официальные направления Саратовской области является конкурент «Властелина» - Автовокзал. От того, что у официальных перевозчиков ежедневно забирается «заказниками» 50% пассажиров он терпит колоссальные убытки.
Несмотря на это, Автовокзал, без учета доходов перевозчиков, заплатил 34 миллиона. Т.е. Автовокзал приносит бюджету гораздо более ощутимый куш, чем все «серое» сообщество?. А теперь представьте, каким будет поступление в бюджет, если Автовокзалу приплюсовать прибыль перевозчиков. Нам же говорят про какие-то 20 миллионов...
Долгие годы регулярные перевозки, замаскированные под заказные, осуществляются под прикрытием договора «публичной оферты». Острые на зуб люди именуют договор по перевозкам «Властелина» не договором оферты, а «договором аферы». Впрочем, давайте разбираться, как же получается так, что один Автовокзал эффективнее для бюджета, чем целая сеть тех, кто ставит ультиматум правительству.
Исходя из имеющегося у нас договора «оферты», мы видим, что непосредственную продажу «типа» билетов на маскируемые регулярные маршруты ведут субагенты – индивидуальные предприниматели. Как следует из приложения №1 к договору оферты, в их число входит Лилия Юрьевна Дробязко – фамилия, отсылающая нас к хозяину ООО «ТК Властелин» - Дробязко Андрею Сергеевичу. Бенефициара сей незатейливой шарады найти не сложно.
Согласно документу, за каждый маршрут обозначена своя фиксированная плата (хотя открыто не сказано, что это стоимость билета, но речь, видимо, идет именно о ней). Есть даже расписание. Ну как без него при «заказных» перевозках?
В конкретно у нас имеющихся бумагах выгодополучатель (агент) - ООО «Трансагент» - получает фиксированную сумму с выручки за одно проданное место, а ИП, осуществляющий перевозки, вознаграждение, которое для чего-то делится на две части. Фиксированную и вторую, обозначенную как «переменное».
Так, к примеру, по маршруту Саратов-Балашов общая стоимость поездки по договору «оферты» (суд признал его фейком) составляет 420 рублей, из них 320 рублей уходят непосредственно перевозчику. 20 рублей делят поровну агент и субагент, и последнему полагаются еще 80 рублей. Вопрос: почему так происходит? Для чего ведется подобное дробление, если можно проводить все единой цифрой? Специалисты транспортной отрасли полагают, что так происходит для удобства арифметики. И вполне может быть, что вычлененные как «переменное» деньги на самом деле уходят не самому перевозчику, а перетекают в карман организатору схем «заказных» перевозок.
За день таких «переменных» можно насобирать под 200 тысяч. Вот тогда становится хотя бы объяснимым, каким образом у выгодополучателей переводческих схем при скромных задекларированных доходах берутся особняки за бугром и дорогие тачки.
Но вернемся к ультиматуму. Так ли на самом деле страшны угрозы? Неужели, и правда, возить саратоцев будет некому? Вот хотя бы взять направления, где параллельно с «заказниками» работают «официалы». Загрузка автобусов последних на сегодняшний день составляет лишь 25-30%. Если взять за основу ситуацию по ершовскому направлению, то в ноябре ежедневно на рейсы выходило 10 машин, которые в одну сторону в среднем забирали по 4 пассажира. Это при том, что параллельно с ними те же «властелиновцы» совершали 13 рейсов в день.
Если с подобных маршрутов уйдут «серые», то пассажиропоток официальных перевозчиков возрастет в 2 раза. И даже при этом раскладе резервы останутся, так как транспорт будет заполняться не более чем на 60%.
Официальные перевозчики сейчас присутствуют практически на всех направлениях. А это означает, что саратовцев возить есть кому, и есть на чем. Да те же самые серые ИП-шники вполне могут прийти к официалу и заниматься своей привычной деятельностью, но уже в строгом соответствии закону, не трясясь, что в дверь могут постучать.
Именно эти «стуки» в дверь и явились поводом для открытого письма. Ространснадзор всерьез взялся за наведение порядка в пассажирских перевозках. Штрафы, на которые напарываются «заказники», становятся для ИП-шников непосильными. Серая схема, работавшая долгие годы, начала трещать по швам. И это пока еще у правоохранителей руки не дотянулись до касс, где продают места на заказные рейсы. В общем-то именно с их закрытия началась борьба за очищение отрасли в соседней Волгоградской области. Так что будем следить за развитием событий. Поводов для истерии у «серых» извозчиков будет еще немало.