Суд нанес очередной удар по серым перевозчикам
09:12, 26 ноября 2019
Саратовская область совершила очередной шаг на пути очищения региона от так называемых серых перевозчиков, которые маскируют под видом заказных маршрутов регулярные рейсы. Наличие на рынке нечистых на руку игроков сильно пошатнуло основы отрасли пассажирских перевозок, от чего в первую очередь пострадали официальные перевозчики и население. Большинство районных автопредприятий не смогли конкурировать на одних и тех же маршрутах с нелегалами, от чего разорились. Хотя конкуренцией здесь никогда не пахло. Это все равно, что поставить в ринг двух бойцов, один из которых обязан соблюдать правила, а второй может делать все, что ему вздумается, хоть позвать на подмогу парочку друзей, хоть ударить оппонента ногой ниже пояса.
К тому же, наличие нелегалов на регулярных маршрутах изолирует районные населенные пункты от официального транспортного сообщения, что само по себе несет большие социальные риски. Белым перевозчикам нет смысла бороться на конкурсах за малорентабельные рейсы, когда весь пассажиропоток уходит непонятно кому.
Начиная с прошлого года Саратовская область наконец-то взяла курс на очищение транспортной отрасли и уже добилась немалых успехов, хотя от соседей из Волгограда в вопросах легализации сферы перевозок пассажиров мы пока отстаем. Тем не менее, раз за разом удары по серому сектору становятся все более ощутимыми. Очередной мощный снаряд по любителям именовать себя «заказными» перевозчиками прилетел 19 ноября, что символично, в день ракетных войск и артиллерии.
В этот раз по ним жахнул Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд. Инстанция признала законным и обоснованным наказание для индивидуального предпринимателя Сергея Сотова, осуществлявшего перевозки под брендом «Властелин». Инспекторы территориального отдела Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (ТО СО МУГАДН) в начале года выявили, что бизнесмен перевозил пассажиров по регулярному рейсу на маршруте Александров Гай - Саратов под видом заказных поездок. При этом, в нарушение законодательства, он работал, не имея маршрутной карты. В отношении предпринимателя возбудили административное дело по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ, результатом стало наказание в виде предупреждения. Сотов не согласился с принятой в отношении него мерой и обратился в суд в надежде ее обжаловать. Однако 16 августа Арбитражный суд подтвердил справедливость наказания, поддержав позицию МУГАДН. Повторная апелляция в Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд также осталась без удовлетворения.
«Несмотря на то, что перевозка пассажиров ИП Сотовым С.В. оформлялась заказ-нарядами, систематичность перевозок свидетельствует о том, что они осуществляются не по заказу, а как регулярные перевозки пассажиров, поскольку осуществляются в одно и то же установленное время отправления несколько раз в день по расписанию. Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции», - говорится в постановлении Арбитража.
Вынося такое решение, Арбитражный суд обозначил еще несколько важных моментов. 1. «Возможность ухода от административной ответственности за отсутствие карты маршрута при осуществлении регулярных перевозок пассажиров приводит к получению лицом, осуществляющим такие перевозки, необоснованных преимуществ из своего незаконного и недобросовестного поведения» (курсив автора - ред). 2. «Нарушение установленного порядка использования автобуса для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в том числе использование автобуса для таких перевозок без карты маршрута по произвольному маршруту регулярных перевозок, нарушает безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий» (курсив автора - ред).
По сути, уже в августе, когда «провалилась» первая апелляция, стало понятно, что решение МУГАДН и позиция суда явились судьбоносными и переломными для сферы, в которой длительное время наблюдался бардак из-за засилия «серых» маршрутчиков. Те транспортники, которые работали в рамках закона, отныне получили шанс восстановить свои экономические интересы, а сама отрасль перевозок начала возвращение на рельсы цивилизованной экономики.
Самое главное, - что теперь все перевозчики, действующие по аналогичной с Сотовым схеме, сразу встают вне закона. Таких перевозчиков еще очень много, можно сказать непаханное для правоохранителей поле.
Зачастую по схеме, признанной незаконной, перевозки осуществляются частниками на микроавтобусах с надписью «Vlastelin» на борту. Из-за их присутствия на рынке регулярных перевозок потери пассажиропотока для «легалов» оцениваются Саратовским автовокзалом до 50% от общего количества. До недавнего времени серые извозчики чувствовали себя уверенно и безнаказанно. Но даже они учуяли ветер перемен.
Сейчас он настолько ощутим, что они стали понимать — лучше легализоваться на регулярных маршрутах, чем попасть под раздачу и остаться за бортом. Ведь крыша закона, когда за его соблюдением начинают пристально следить, всегда надежнее прочих крыш. В конце концов закон преступают владельцы автобусов, а не владельцы логотипов, под которыми частники курсируют. Хозяева логотипов - дельцы ушлые, себя подставлять не будут.
При взятом курсе на очищение отрасли переход на законные отношения с организатором перевозок – региональным минтрансом - становится неизбежным. Об этом свидетельствует тот факт, что вчерашние «заказники» уже во всю самостоятельно участвуют в аукционах.
Например ООО «Экспресс-Сервис-Плюс», ранее работавшее под вывеской «Властелина», теперь, победив в торгах, совершенно законно перевозит пассажиров по своему привычному маршруту Саратов-Новые Бурасы.
Правда, с таким положением дел никак не хотят мириться те, кому ближе законодательная казуистика, на которой стригутся купоны. Поэтому в Новые Бурасы из Саратова параллельно «Сервис-плюсу» пассажиров возят автобусы с эмблемой «Властелин».
Классическим урезанием пассажиропотока официальному перевозчику дело не ограничилось. Как сообщают СМИ, на ООО «Экспресс-Сервис-Плюс» в Саратовское УФАС, прокуратуру Саратовской области и Нижне-Волжское управление Госавтодорнадзора подали жалобу с просьбой провести проверку по поводу перевозок на маршруте Саратов-Новые Бурасы. Якобы перевозчик использует менее вместительные автобусы, чем были указаны во время конкурса.
Примечательно, что жалобщиком выступило ООО «ВПЛ Столица». Если верить открытым источникам, основателем сего московского предприятия является Дробязко Андрей Сергеевич, руководил им до совсем недавнего времени Кузнецов Денис Витальевич. Он же сейчас руководит ООО «ТК Властелин», чьим хозяином является Дробязко Андрей Сергеевич. То есть жалобщиком выступает организация, чей бывший директор сейчас управляет «Властелином», под логотипом которого по схеме признанной судом незаконной, мешают вести легальную деятельность перевозчику «Экспресс-Сервис-Плюс». (Соответствующие фотографии приложены к материалу — прим. авт.)
Получается удивительная ситуация. Не менее удивительная, если бы какой-нибудь маньяк заявился в полицию и пожаловался, что в парке, где он орудует, граждане распивают спиртное. Еще и не факт, что спиртное.
В общем, профильным ведомствам действительно есть что выявлять на маршруте Саратов-Новые Бурасы.
Кстати, еще в 2018 году УФАС по Саратовской области оценило регулярные перевозки под видом заказных как «работу без разрешительных документов». В решении от 17 августа подчеркивалось, что такая деятельность «не может быть признана законной предпринимательской деятельностью и подлежит пресечению со стороны правоохранительных органов»!
Более того, по федеральному закону №259, при осуществлении заказных перевозок взимать за это плату с неопределенного круга лиц в любом виде запрещено. Но на так называемые «заказные» маршруты неопределённому кругу лиц как раз-таки билеты продаются. Возникает вопрос – на каком основании это происходит?
Надзорным органам разобраться в ситуации и дать правовую оценку действиям продавцов билетов при желании не составит труда. К слову, в Волгограде борьбу с нелегальными участниками регулярных перевозок начали как раз с того, что закрыли точки по продаже билетов, где незаконно взималась плата за проезд на «заказных» автобусах.
Саратовская область пошла несколько иным путем, но и он начал приносить ощутимые результаты. И если МУГАДН в борьбе за безопасность и чистоту перевозок более активно помогут другие стражи законов, порядок будет восстановлен в кратчайшие сроки.