Общественники и эксперты возмущены планами о сносе дома офицеров в Энгельсе
16:02, 25 октября 2019
Против сноса гарнизонного Дома офицеров выступают архитекторы, блогеры и родственники ветеранов. По их мнению, проведенная экспертиза, которая приговорила историческое здание к сносу, оказалась предвзятой. Общественники убеждены, что дом можно реконструировать.
Ненужное прошлое: как приговаривали к сносу Дом офицеров
Некогда гарнизонный Дом офицеров, который находится в Энгельсе в поселке Летный, стал приютом во время Великой Отечественной войны для летчиц авиационного полка Марины Расковой. Также в нем в свое время проходили подготовку первые советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов и Алексей Леонов. Однако с приходом XXI века исторический памятник оказался в запустении и на протяжении нескольких лет был буквально заброшен, приходя в упадок. На фоне этого саратовские чиновники посчитали, что проще снести и построить новое здание, чем попытаться реставрировать памятник архитектуры.
Началось все с того, что к спикеру Госдумы Вячеславу Володину обратились родственники «ночных ведьм» - летчиц 46-го гвардейского авиационного полка, 125-го гвардейского Борисовского бомбардировочного и 586-го истребительного, а также Авиагруппы-122 ПВО СССР, которых во время Великой Отечественной войны немцы прозвали так за нестандартную боевую тактику. Родственники, педагоги и музейные работники побоялись, что здание постройки 30-х годов может пойти под ковш экскаватора. Они написали спикеру письмо, которое подписали 29 человек, в том числе родственники ветеранов Антонины Худяковой, Екатерины Рябовой, Ксении Карпуниной, Александры Акимовой, Ирины Дрягиной, Тамары Русаковой, Ларисы Радчиковой, Марии Щелкановой, Евгении Журавлёвой, Лидии Николаевой, Екатерины Батухтиной и Марии Рукавициной.
После этого во время своего очередного визита Вячеслав Володин дал поручение заняться реставрацией исторического здания, подчеркивая, что средства на это будут выделены из федерального бюджета. Дом офицеров попал в программу спикера по реставрации объектов историко-культурного наследия.
Ради этого была собрана рабочая группа, в которую входили депутаты Саратовской областной думы, общественники и архитекторы. Они занялись решением данного вопроса. Однако, по-видимому, параллельно работала еще одна экспертная группа, в которой местные чиновники начали лоббировать свои интересы.
Они обследовали помещение и пришли к выводу, что основные конструкции Дома офицеров изношенны на 70%, а само здание представляет реальную опасность для окружающих. Более того, его нельзя реставрировать, так как оно не соответствует современным требованиям пожарной безопасности.
После этого было проведено совещание, на котором директор ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Сергей Лазарев недвусмысленно дал понять, что здание придется снести, а его дальнейшая эксплуатация невозможна. Но при этом он заверил, что с помощью «современного 3D-моделирования» можно воссоздать точную копию памятника советской архитектуры.
Об этом же сказал и заместитель председателя правительства Саратовской области Роман Бусаргин. По его словам, здание восстановить в прежнем виде невозможно, экспертиза показала разрушение фундамента, который подмывают подземные воды. Из-за этого само строение может «поплыть». Исходя из необходимости обеспечивать безопасность людей, было рекомендовано снести его. Бусаргин согласился, что проще построить новое здание «по мотивам» предыдущего. А новое здание, по мнению чиновников, будет отвечать всем пожарно-техническим требованиям и сможет передать дух того времени.
«Это позволит сохранить «дух исторического здания» и в тоже время сделать его современным и безопасным. А, учитывая, что оно запланировано как культурный центр с массовым посещением людей, это совершенно необходимо», - сказал Роман Бусаргин.
Но не все восприняли на веру позицию чиновников о том, что здание не подлежит ремонту. Известный в России архитектор-реставратор Петр Шутов посчитал выводы о невозможности реставрации дома офицеров преждевременными и даже необоснованными. А заявления о том, что построенное по мотивам оригинала здание сможет передать «дух времени», он посчитал абсурдом.
«Без подлинных стен, отделки и конструкций здание не имеет ни духа, ни ценности — ну, ровно как постер с изображением Моны Лизы обладает нулевой ценностью по сравнению с оригиналом», — написал Шутов в соцсети Facebook.
Более того, по мнению реставратора, новодел уже нельзя будет считать историческим памятником. Да и если отбросить моральный аспект вопроса, то воссоздать точную копию не удастся и по техническим причинам. К примеру, зданию потребуется большое количество лепнины, которую негде произвести, а метлахская плитка, которая в избытке представлена в историческом объекте, достаточно дорогая. Разумеется, появление таких материалов в новом Доме офицеров маловероятно. Поэтому специалист ставит под сомнение смысл данной идеи.
Против сноса здания Дома офицеров выступают и саратовские общественники. По мнению активистки Ольги Бурутиной, чиновники выносят приговор уникальному творению советского архитектора Иосифа Каракиса. Общественница ссылается на мнения профессиональных архитекторов, подчеркивая, что при грамотном подходе «можно восстановить историческое здание из любого состояния». Бурутина также намекает, что подобная спешка в решении данного вопроса ничто иное, как банальное желание местных ответственных лиц освоить бюджетные деньги и не заниматься сложными и кропотливыми работами по восстановлению здания, стены которого еще помнят легендарных «ночных ведем» и первых советских космонавтов.
Последний оплот: Как общественники пытаются спасти Дом офицеров
Сегодня, 25 октября, у дверей энгельсского Дома офицеров собрались общественники, блогеры, ветераны и журналисты с целью своими глазами увидеть, за что обрекают на снос историческое здание. Они осмотрели каждый метр конструкции, выискивая критически недостатки, однако ни обвалов в стенах, ни пробоины в крышах найдены не были.
Доцент кафедры архитектуры СГТУ Виктория Васильева, которая принимала непосредственное участие в реставрации исторических памятников, дала свою предварительную оценку прямо на месте корреспонденту «Четвертой Власти».
«Вот сейчас провели визуальный осмотр. Здание вполне в удовлетворительном состоянии. А ранее в техническом отчете сказано, что износ более 50%. Это не совсем так. Большая часть здания сохранилась достаточно хорошо. Есть, конечно, места, где нужно и кладку поменять, и конструкции заменить, но все это делается, все меняется. Есть методики по укреплению фундамента и основных трапеций. Нас уверяют, что несущие конструкции не выдерживают нагрузку, но это нужно еще считать. Если смотреть визуально, то здание можно реставрировать», - рассказала Виктория Васильева.
С ней же согласился и саратовский блогер-урбанист Владимир Лешуков, который категорически не согласен с доводами чиновников о сносе Дома офицеров.
«Доводы власти о том, что его нельзя реставрировать, - полная чушь. Это единственное здание в Саратовской области, спроектированное легендарным советским архитектором Иосифом Каракисом. И чем они его собираются заменить? Его правнук на днях обратится с заявлением с резкой критикой. Ведущий реставратор Петр Шутов дал заключение, что его можно отреставрировать. Тут нет износа в 70%. Его осматривали непрофессионалы. Это здание - это святыня, и нельзя его трогать», - комментирует Лешуков корреспонденту «4В», проходя по коридорам здания.
Против сноса объекта исторической памяти также решительно выступают и ветераны-летчики. Председатель союза ветеранов дальней авиации полковник запаса Георгий Терехин осудил инициативы по сносу здания. По мнению ветеранов, энгельссий Дом офицеров стал настоящей колыбелью советских летчиков, которые потом сделали свой значительный вклад в великую Победу.
«Здесь постоянно обучались летчики. Осваивали профессию. В ВОВ здесь было сформировано 9 авиационных полков. Здесь 127 авиационный отряд принимал присягу. Я выражу мнение всех ветеранов. Нам поступило множество писем со всей России и из нескольких стран СНГ. Все возмущены, что его будут сносить. Это прямой удар по Победе, по памяти о героях. Мы против», - сказал Терехин
Отметим, что небезызвестный Дом Яхимовича (Дом с кариатидами), по заверениям тех же экспертов, имеет износ в 90%, при этом инициатив о его сносе не наблюдается. Более того, его собираются реставрировать. Блогеры задаются вопросом, почему то же самое нельзя сделать и с Домом офицеров?
В личной беседе с журналистом «4В» общественники предположили, с чего вообще начались разговоры о сносе здания. По их словам, это идея Марины Мельниченко, которая до августа 2019 года занимала должность заместителя главы администрации Энгельсского района по архитектуре и градостроительству.
На Мельниченко ранее была зарегистрирована компания «Специфика М», которая сменила директора, как только чиновница заступила на должность в администрации. И по совпадению данная компания выиграла подряд на снос и отстройку нового здания. Предприятие не занимается реставрацией, но зато имеет представление о строительной деятельности, это и стало решающим фактором в решении по историческому зданию, считают активисты. Имеет ли право подобная версия на существование - решать правоохранительным органам, в частности прокуратуре.
Представители организации ветеранов, родственники героев войны и блогеры заявили, что будут и дальше бороться за Дом офицеров. Вполне возможно, что и зампреда правительства Романа Бусаргина, и губернатора Саратовской области Валерия Радаева дезинформировали об истинном состоянии Дома офицеров, и поэтому было принято решение о сносе.
Однако на данный момент вопрос уже не кажется таким однозначным.
Общественники, архитекторы и родственники ветеранов призывают губернатора Саратовской области Валерия Радаева разобраться в вопросе и созвать рабочую группу, еще раз проведет осмотр здания и предоставит на суд общественности более глубокий анализ состояния дома. И только по итогам данной работы должно приниматься то или иное решение.