Специалисты Эконома провели мониторинг общественного мнения граждан региона
10:16, 30 сентября 2019
Специалистами Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках реализации основного мероприятия «Повышение бюджетной грамотности в Саратовской области» подпрограммы «Управление региональными финансами Саратовской области» государственной программы Саратовской области «Развитие государственного и муниципального управления» проведено изучение общественного мнения населения области с целью выявления потенциальных направлений и форм организации и проведения мероприятий по повышению бюджетной грамотности.
Исследование проводилось в августе-сентябре 2019 года методом личного формализованного интервью по месту жительства респондентов по выборке, репрезентирующей взрослое население региона по полу, возрасту, типу населенного пункта. В опросе приняли участие 400 человек – жители областного центра и 10 населенных пунктов из 7 муниципальных районов.
Согласно исследованию, формы участия граждан в принятии бюджетных решений продолжают оставаться неизвестными большинству населения региона. Так, о возможностях граждан участвовать бюджетном процессе – в формировании бюджета и контроле за его расходованием – ничего не знают больше двух третей респондентов (68%). И лишь 4% опрошенных сами участвовали в каких-либо из подобных процедур (публичные слушания по проекту бюджета, по отчету об исполнении бюджета, внесение предложений в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета и т.п.). Данные показатели говорят о низком уровне бюджетной грамотности населения.
Как показало исследование, подавляющее большинство участников опроса считают, что основам бюджетной грамотности следует обучать всех. Так как целевой аудиторией мероприятий по повышению бюджетной грамотности являются представители бизнеса, граждане, получающие социальную поддержку, педагогические работники, государственные гражданские и муниципальные служащие, а также школьники и студенты, то направления и формы проводимых мероприятий должны учитывать специфику каждой аудитории. Мониторинг выявил, что наиболее актуальными мероприятиями по повышению бюджетной грамотности стали: образовательно-просветительские мероприятия; передачи по телевидению; консультации специалистов; мастер-классы; видеоролики; статьи в газетах, а также на новостных сайтах, в новостных лентах, в социальных сетях; брошюры, буклеты, листовки с обучающей информацией; проведение публичных выступлений специалистов, ориентированных на место жительства граждан (дома, дворы, клубы, местные администрации и т.д.).
Полученная в результате исследования информация будет учтена при разработке мероприятий по повышению бюджетной грамотности населения области на следующий год.