Доходное дело главврачей
10:20, 7 октября 2019
Одна из главных тем, обсуждающихся общественностью последние дни — супердоходы саратовских главных врачей. Об этом известно давно. Но 27 сентября эту тему заострил Вячеслав Володин на заседании работников соцсферы Турковского, Самойловского, Балашовского и Романовского районов. Он возмутился тем, что некоторые главврачи получают в 5 раз больше губернатора. И справедливо заметил, что поздно ухватились за эту тему.
«Нам необходимо разделить зарплату управленческого персонала и учителя, и врача. Когда среднюю считают, это не совсем справедливо и правильно, — отметил председатель Госдумы. — Свою зарплату (главврачи) сами и начисляют. Вопрос к министру: заканчивайте покрывать такие случаи.
Здесь государственная больница, а через дорогу частная. И частная принадлежит главному врачу государственной. Доходы главврачей в десятки миллионов — они откуда?»
Действительно, откуда у главврача даже с максимальной зарплатой 120-130 тысяч рублей (справка дана министром здравоохранения области Наталией Мазиной) появляется частная клиника, сеть медцентров или аптек? Либо Мазина говорила об окладах без учета многократных премий, которые сами себе начисляют руководители медучреждений, либо в этом есть коррупционный фактор. Поэтому Вячеслав Володин поручил губернатору подключить к этому разбирательству правоохранительные органы.
Через несколько дней Валерий Радаев издал распоряжение о создании рабочей группы по контролю за заработками руководителей медучреждений.
А еще через день главврач саратовского госпиталя ветеранов войн, он же депутат облдумы Евгений Ковалев написал заявление в прокуратуру области, чтобы она проверила соответствие зарплат его коллег с конфликтом интересов. Он-то, как главврач, знает, где и что искать.
Но и без прокуратуры их доходы можно найти в открытых источниках. Так, самым доходным является главврач 8 клинической больницы Саратова Юрий Максимов с 16 млн рублей ежегодного заработка. Его дядя, главврач областной офтальмологической больницы Владимир Максимов заработал в прошлом году 12,5 млн руб. Главврач областного онкологического диспансера Сергей Вертянкин — 6,3 млн рублей. Главврач областного центра комбустиологии, депутат гордумы Николай Островский – 2,5 млн руб. Показатели у других главврачей также снижаются до трех, двух, одного миллиона рублей. В подавляющем большинстве они являются учредителями частных медицинских учреждений и аптек. Максимов-младший честно признался, что из своих 16 млн только 1 млн – это годовая зарплата в больнице, остальное — доходы от частного бизнеса. При этом он заверил, что этот бизнес не завязан с государственными структурами.
Теперь прокуратура должна проверить, завязаны ли медучреждения главврачей с больницами, в которых они хозяйничают.
Из этого процесс стали называть делом главврачей и ждут в ближайшее время репрессий. Минимум — букета отставок.
***
Ведь главная причина народного гнева не в том, что главврачи получают в несколько раз больше средней зарплаты по больнице. А в том, что большую часть их доходов они получают преимущественно от своих медицинских учреждений, которые присосались к больницам. И вот в этом-то и кроется большая социальная несправедливость.
Пожалуй, все без исключения жители Саратовской области сталкивались с тем, что в больницах нет (или не хватает на всех) эффективных лекарственных препаратов (как правило, там только дешевые аналоги). С тем, что в больницах якобы не работают аппараты УЗИ, МРТ и другое высокоточное диагностическое оборудование. И поэтому пациентов направляют на платные услуги либо в самой больнице, либо в коммерческий медцентр. А вот такие вот фирмочки по всяческим медицинским услугам как раз находятся в полной или совместной собственности семьи главврача.
Получается, что больных, обратившихся в больницу, ставят в безвыходное положение, предлагая оплатить те услуги, которые входят в перечень их страхового полиса.
Сегодня почти все саратовские больницы оснащены новым медицинским оборудованием. У некоторых есть и новейшие сложные аппараты. Но зачастую они не работают по нескольким причинам: не налажены, некому работать, сломались (?) и их не чинят. Другие варианты – «узистка ушла в отпуск», а замены нет. Но, я думаю, что некоторые нечестные главврачи просто не запускают, не включают эти аппараты, чтобы поживиться на больных или в лучшем случае заработать для всей больницы на платных услугах. С платных услуг идут доплаты медперсоналу, которые добивают их невысокие зарплаты до приличных (Мазина называла запредельную сумму в 68 тыс. руб, которую получают некие врачи – какие и где не сказала)
Так как аппараты в больницах работают не на полную мощность, а потребность на них высока, появляются очереди на томограмму и прочие диагностические обследования. Эта очередь может быть месяц и большее количество дней. Например, как я уже писал и говорил на трибуне областной думы, в результате проведенного ОНФ рейда в саратовский онкодиспансер были выявлены большие очереди на консилиум, неработающий МРТ. В саратовских поликлиниках больные также постоянно сталкиваются с большими записями на обследования — до месяца и более.
Если в поликлинике люди могут подождать, то в больницу обычно попадают больные, которым нужна неотложная помощь. Вот тут-то к вашим услугам медцентры, у которых всегда все работает: и оборудование, и врачи, и если узистки в отпуске, их всегда есть кому заменить. Причем, как всем известно, в них работают те же врачи, что и в государственных больницах.
И если работающие горожане большей частью могут себе позволить не ждать месяц и оплатить медуслуги, то вот жителям неработающим, пенсионерам и другим малообеспеченным категориям граждан даже 1000 рублей на УЗИ - это большие деньги. Особенно тяжело и накладно жителям сел. Мало того, что там получают самую маленькую, близкую к минимальной зарплату и много безработных из-за неимения рабочих мест, так им еще приходится добираться до больницы в Саратов на такси (по большей части в деревни и села автобусы не ходят, в лучшем случае. заезжают несколько раз в неделю).
***
Репрессии главврачей по иронии судьбы начались не с саратовских, а с районных. Волею судьбы дергачевский главврач подставился и попал под удар.
История с отправкой главврачом в Дергачах Шамилем Хусаиновым пациентов на больничном уазике-буханке, нагруженном капустой, – стала символичным примером поведения начальников больниц как раз в самый разгар нападок на них. И все стали тыкать на дергачевца пальцем: смотрите, вот какие они зажравшиеся, зарвавшиеся главврачи; для них люди, что овощи с грядки. Поступок дергачевского главврача плохой. Его уволили, а следом за компанию уволили и соседнего главврача из Красного Кута Михаила Сабаева. Но, с другой стороны, можно сказать, что он поступил милосердно. Он выделил больничный транспорт для доставки диализников на процедуры в больницу. Насколько мне известно, на это райбольницам денег не выделяют, и они это делают за свой счет. А уж из районной в областную больные едут самоходом. Карету «скорой помощи» дают только, когда нужна срочная госпитализация.
Мне вспоминается случай, когда ко мне на прием в Балтай пришла престарелая женщина, которая жаловалась на отношение к ней в районной и саратовской больницах. Она сказала, что вынуждена была с температурой ехать из Балтая на такси. В результате, когда она приехала в клиническую больницу, у нее помимо простуды начались осложнения основной болезни. К сведению, молодой главврач Балтайской ЦРБ больше не работает… Он перевелся на лучшее место работы. Как депутат от сельских территорий, могу заверить, что этот пример не единичный, он носит системный характер. Везет тем, кто знаком с главврачом, кто смог попасть на прием к главе района, к депутату. А остальные? Тыща туда, тыща обратно, тыща на узи, тыща на лекарства, и персоналу за внимание и уход. Это с пенсии в 8000 тысяч рублей. 8000 рублей округленно — это средняя пенсия, которую получают пенсионеры, живущие в районных центрах и селах. Уверяю вас, тех, кто там получает больше 10000, малое меньшинство.
***
То, что главврачи получают в несколько раз больше простых врачей, оправдано их руководящей работой и ответственностью. Но за это они должны обеспечивать наилучшие из имеющихся условия оказания бесплатной медицинской помощи. А не ухудшать ее, не наживаться на больных, покупая яхты, строя от недоумия и ненасытности вторые особняки, третьи коттеджи, а оставшийся нал складируя в тайнике над камином.
Проблема носит системный характер. Здесь, безусловно, давно пора навести порядок. Большинство главврачей работают больше 10 лет. И больницу воспринимают как свою вотчину. Смена нужна. Но не на блатных, приближенных к министру здравоохранения, зампреду по социалке или влиятельному политику, который может замотивировать чиновников. Иначе эти креатуры, придя на теплое место, подменят медцентры предшественника личными, начальников отделений больниц заменят своими, может быть, худшими кадрами. Должен быть профессиональный подход к определению человека, который способен быть эффективным, честным и справедливым руководителем лечебного учреждения. Наличие всех этих качеств, конечно, утопично. Но стремиться к этому в кадровой политике надо. Здесь важно, чтобы заданный тренд на обновление не обернулся кампанейщиной, отстранением для показухи тех главврачей, которые меньше всего повинны в созданной системе, но которые дальше всех от руководства минздрава. Хотелось бы, чтобы были отстранены с должностей самые оголтелые, зажравшиеся главврачи, которые наносят урон здравоохранению.
Я знаю главврачей, которые, как говорят, финансово ненасытны, но при этом создали безупречную медицинскую и хозяйственную систему у себя в больнице, которые сами являются хорошими практикующими врачами-специалистами. Таких не надо гнать взашей в вихре расправы. Здесь не нужны перегибы.
Но прежде нужно менять основу системы оказания медицинских услуг, и отношения к пациентам нужно менять кардинально. А уж потом назначать новых руководителей под новые задачи, методы и механизмы. А то главврачей-то поменяют, а МРТ не заработают, и больные так и будут ездить из сел на попутках и ждать по месяцу своей очереди с тремя тыщами и краюхой за пазухой. Тыщи – врачам, краюха – всё что осталось — себе.
Вадим Рогожин, с призывом