Будущее «Города будущего»
09:11, 7 октября 2019
В Саратове активно обсуждается проект застройки освободившихся площадей под бывшим аэропортом «Саратов Центральный». На днях в региональном правительстве прошло заседание градостроительного совета, основной темой которого стала реализация анонсированного губернатором Валерием Радаевым загадочного проекта жилищной застройки «Город будущего». По словам Радаева, это будет микрорайон, который станет новым лицом региона.
Власть так решила
Напомним, это название прозвучало из уст главы региона после встречи, состоявшейся 27 августа с президентом Владимиром Путиным в новом саратовском аэропорту «Гагарин».
«Я его (президента – ред.) проинформировал, что сейчас разрабатывается проект «Город будущего», предпроектные решения, которые будут обсуждаться с жителями, чтобы максимально наполнить инфраструктуру. Саратов принял объемно-пространственный регламент, правила застройки, которым нужно следовать. Это большой современный проект, который, как историческая часть Саратова, может отличать область от других регионов», - сказал тогда губернатор.
На необходимость предварительного проектирования будущей территории на месте старого аэропорта во время одного из недавних визитов в Саратовскую область указал председатель Государственной думы Вячеслав Володин. Вячеслав Викторович подчеркнул, что проекты следует обсуждать с экспертами международного уровня и общественностью. Желательно, чтобы предложений по освоению территории было несколько, лучшее из них следует выбрать на конкурсной основе. Главная же цель этого - «чтобы в городе … не появлялись уродливые дома, которые приносят тем, кто их строит, прибыль, а для всех людей - проблемы».
На днях министр строительства и ЖКХ Павел Мигачев на заседании градостроительного совета анонсировал проведение международного конкурса на проект застройки «старого» саратовского аэропорта. В том случае, если удастся его провести в разумные сроки, то перерождение территории в новый жилой микрорайон может начаться уже через полтора года. Проектировщики, по его словам, должны превратить это место «в образец комфортной городской среды». Правда, каких-то конкретных сроков конкурса и деталей его условий министр так и не назвал.
Концепции застройки
Сегодня известно о существовании двух концепций застройки территории. Причем одна из них появилась еще в 2016 году и, разумеется, не на пустом месте. Стоит отметить, что обсуждение судьбы так называемого «старого» саратовского аэропорта длится с 2012 года – тогда же началось строительство новой воздушной гавани в районе Сабуровки. Спустя три года землю под «Саратовом Центральным» передали из федеральной собственности в областную. Известно, что часть этой территории площадью около 220 гектаров правительство региона должно было отдать в качестве компенсации группе компаний «Ренова», участвовавшей в строительстве «Гагарина». Согласно соглашению сторон, земля в Кировском районе отдается «Ренове», которая делит ее на участки, отдает под строительство, реализует на ней другие свои проекты и тем самым частично возвращает себе вложенные средства.
Проект «Город будущего» для УК «Аэропорты регионов» (которое входит в группу компаний «Ренова») в 2016 году представило Архитектурное бюро Асадова – то самое, которое некогда готовило проект здания терминала нового саратовского аэропорта. По нему вместо аэропорта в Кировском районе мог появиться микрорайон вместимостью 53 тысячи жителей. Основной массив застройки – шестиэтажные дома. В этом месте также предполагалось строительство нескольких школ, детсадов и бульвара. По территории также должны были пролегать зеленые аллеи. Однако, по некоторым данным, осваивать место под старым аэропортом компания больше не планирует.
Другой вариант освоения территории бывшего аэропорта в ходе Саратовского экономического форума в марте 2018 года представили сотрудники института «Саратовгражданпроект». Предполагалось, что здесь может появиться микрорайон на 45 тысяч жителей. Одна из бывших взлетных полос могла стать его коммуникационной осью. По замыслу микрорайон должен развить существующую дорожно-транспортную сеть Саратова через присоединение к тем дорогам, которые примыкают к нему. На территории появились бы также аллеи с велодорожками, здесь присутствовали бы школы, детские сады, стадион и центр художественной гимнастики.
Директор института Сергей Лазарев рассказал «Четвертой Власти», что его ведомство готовило не проект как таковой, а только одну из его предварительных стадий.
«Мы делали проект планировки, проект межевания территории. Причем до конца он не был доведен, потому что заказчик на какой-то момент приостановил работу. Документация не получила официального завершения и утверждения, но она постоянно используется для понимания сущности этой территории и каких-то дальнейших мероприятий по ней. Конкурс на концепцию застройки – это совершенно замечательная идея, потому что будет возможность познакомиться с видением этой территории у различных авторитетных проектно-архитектурных бюро. Это не противоречие тому, что мы делали, и не заменяет сделанного, это немного другая фаза», - пояснил он.
Лазарев отметил, что до объявления конкурса будет подготовлен проект планировки территории, чтобы уточнить техзадание или конкретизировать концепцию развития территории, дабы, вероятно, уже на следующей стадии производить застройку каких-то ее отдельных фрагментов. Участники конкурса будут обращаться не к разработкам «Саратовгражданпроекта», а к заданию, которое должна сформировать конкурсная комиссия, либо администрация города или области.
«Ну, а вот когда будут это задание составлять, обращение к нашим наработкам будет неизбежно. Мы надеемся, что и при дальнейшем проектировании нам тоже найдется какая-то ниша», - сказал Сергей Лазарев.
Что же касается возобновления наработок его ведомства, Лазарев уточнил, что здесь надо сначала понять, по какой дорожной карте будет идти дальнейшее проектирование территории.
«Потому что на тот момент, когда мы это делали, речи о конкурсах не было. Сейчас эта идея получила поддержку на всех уровнях и есть очень хорошие шансы, что это действительно произойдет. Для Саратова это реально будет большой прорыв, потому что во многих городах важные сознательные решения уже принимаются на конкурсной основе. Мы в этом плане немножко выпадаем из позитивного тренда. Если будет конкурс на освоение территории, это сразу поставит Саратов в ряд передовых городов в градостроительной области и в отрасли урбанистики», - уверен главный проектировщик.
Он полагает, что освоение территории займет длительное время.
«За один год ее не освоишь. Освоение такой территории займет достаточно длительный срок. Соответственно, каждый квартал или группа кварталов, микрорайонов в рамках этой территории потребуют проектных работ. Не только здания, но и линейные объекты – инженерные коммуникации, дороги – все это придется проектировать», - отметил он.
В ходе недавнего заседания градсовета также выяснилось, что определенную заинтересованность к территории бывшего аэропорта имеет госкорпорация ДОМ.РФ. Правда, пока она с определенностью высказалась лишь по микрорайону «Ворота в город» у аэропорта «Гагарин».
Правила землепользования
Как считает известный саратовский застройщик и депутат областной думы Леонид Писной, прежде чем освоить территорию под старым аэропортом, нужно не только выработать согласованную концепцию ее развития в виде проекта планировки. Вместе с этим необходимо вносить изменения в правила землепользования и застройки Саратова, в частности менять зонирование.
На это же обратил внимание и директор института «Саратовгражданпроект».
«Информацией не владею, но полагаю, что там, как это обычно бывает на таких объектах, есть участки с разной собственностью. Поэтому и нужны градостроительные документы, которые бы уточнили возможности участников конкурса, чтобы они не залезли бы на чужую территорию и полностью могли бы воспользоваться определенной территорией», - отметил Сергей Лазарев.
Неслучайно глава областного центра Михаил Исаев в ходе градостроительного совета напомнил, что в конце июля утверждены Правила землепользования и застройки и заключен муниципальный контракт на разработку местных нормативов градостроительного проектирования. Так, по его словам, в новой редакции Правил говорится, что вместо 33 территориальных зон создано 53.
Как сообщил «Четвертой Власти» замглавы администрации Саратова по градостроительству и архитектуре Антон Корнеев, в Правилах представлена карта градостроительного зонирования областного центра. Территория аэропорта «Саратов Центральный», в том числе бывшего здания аэропорта, расположена в так называемой зоне ПТ-4 – зоне возможного развития объектов многофункционального назначения.
«На рассматриваемой территории предполагается размещение объектов капитального строительства: административные, общественно-деловые, культурно-досуговые, дошкольные и общеобразовательные организации, объект спортивного назначения, а также здравоохранения и социальной защиты. Вместе с тем, функциональное назначение земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе сроки строительства и необходимость изъятия земельных участков будут определяться подготовленным и утвержденным проектом планировки и проектом межевания территории», - пояснил замглавы администрации.
Вопрос, кому же принадлежит вся инфраструктура, расположенная на территории бывшего аэропорта, а, стало быть, и то, каким может стать ее облик в дальнейшем, в настоящее время все же остается открытым. По информации Корнеева, «земельный участок, составляющий территорию бывшего аэропорта, находится в собственности субъекта Российской Федерации». В то же время, по информации министра строительства и ЖКХ Павла Мигачева, на территории аэропорта есть еще порядка 40 строений, которыми владеет компания «Саратовские авиалинии», предстоит их изъятие.
Пока что не ясны ни сроки проведения конкурса, ни сам механизм распределения участков старого аэропорта. Как говорится в официальном ответе на запрос нашего издания за подписью министра Мигачева, «комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории».
А что пока и потом?
Что же будет происходить с землей бывшего аэропорта в так называемую «эпоху безвременья», каковы самые ближайшие перспективы, связанные с ней? Своим видением ситуации с «Четвертой Властью» поделился генеральный директор ЗАО «Шэлдом» Байтемир Шамхалов.
«На сегодня, я думаю, в этом месте не сделаешь ничего хорошего. Лучший вариант пока что – организовать здесь большую парковку для тех, кто работает в центре, а живут в Солнечном и Юбилейном», - считает Байтемир Шамхалович.
Люди могли бы там оставить свои автомобили, а в центр добираться на общественном транспорте. Таким образом город можно было бы освободить от коллапса. Сама же парковка должна быть бесплатной или с чисто символической оплатой - тем, кто убирает территорию, следит за порядком, чтобы эти работники получали зарплату.
«Полагаю, это должен быть некоммерческий проект. Он необходим именно для того, чтобы решить таким образом транспортный вопрос в Саратове. Все проблемы со скоплением автомобилей в центре города возникают из-за того, что рабочих мест практически нет ни в Солнечном, ни в Юбилейном, и все едут сюда. В итоге с утра до вечера улицы забиты. В случае организации стоянки на месте бывшего аэропорта мы бы разгрузили движение, и пока решили таким образом этот вопрос», - уверен Шамхалов.
По его мнению, другие варианты освоения территории при нынешней экономической ситуации ни к чему хорошему не приведут.
«Организовать строительство, по моему мнению, сейчас там нельзя. Ничего хорошего не выйдет. И не потому что строители не хотят или кто-то еще, а потому что ситуация именно такая. Можно ли там построить хорошие дома? Можно. Можно построить красивые трех и пятиэтажные здания, сделать качественное благоустройство, хорошее озеленение. Но что дальше? Кому мы их продадим? Себестоимость таких домов и квартир будет довольно высокой, а возможности населения не позволяют идти на такие расходы. Никто просто не согласится вложить туда, условно скажем, десять рублей и получить два рубля. Если десять рублей вложили, хотя бы двенадцать надо получить.
Либо есть вариант – дешевое строительство, но тогда там ничего хорошего мы не увидим. Возникнут примитивные дома - то, что не нравится ни самим строителям, ни горожанам. Все потому, что ничего другого пока сделать просто невозможно. Есть спрос на примитивное жилье, на хорошее спроса нет. И не от того, что хорошее не хотят люди, а потому что у них на это денег нет», - пояснил он.
Строить в этом месте какие-то большие спортивные сооружения – стадион или что-то еще – опять же мешает та же самая экономическая ситуация. В итоге возникает вопрос: что с этими объектами будет дальше?
«Мне кажется, нужно взять паузу хотя бы для транспортного эксперимента. Придут хорошие времена, экономика другая будет - тогда уже перейти конкретно к рассмотрению вопроса, что и как организовывать дальше», - уверен застройщик.
От редакции
Комментарий ведущего застройщика наводит на мысль: не превратятся ли нынешние распрекрасные планы о «городе будущего» в создание типичного слегка осовремененного микрорайона по типу Солнечный-2, Изумрудный или, не дай Бог, Иволгино. Ведь можно выбрать в ходе конкурса и модерновый проект застройки, и хороший проект планировки, и в них нарисовать красивые дома и здания социальных учреждений. Но кто их будет реализовывать и кто покупать? В Саратовской области строительных компаний, которые строят качественное и комфортное жилье по интересным архитектурным проектам, две-три. А остальные привыкли работать по девизу: «Проще, дешевле, выгоднее». Поэтому следующий вопрос — кто будет участвовать конкурсах/аукционах по распределению земельных участков в старом аэропорте. Компании из других регионов? Не получится ли так, что туда зайдут те, кто действует по выше названному девизу, и потом будут переделывать «генеральный» план застройки аэропорта по своему хотению, исходя из своих финансовых и технических возможностей? Готовы ли сегодня власти непредвзято без коррупционного задора раздавать там земли? Или их получат те, кто к ним заходит и заносит? Или те, кто может надавить и запугать? В общем, областным властям нужно еще раз серьезно подумать, чтобы благие намерения не превратились дорожкой в … трущобы.