Наследие «Стрелки»: что станет с Привокзальной площадью?
09:00, 24 сентября 2019
Уже пару лет площадь перед железнодорожным вокзалом является предметом жарких споров и обсуждений. Транспортный узел пытались перестроить несколько раз, однако «родовые» проблемы Привокзальной площади так и не были решены. В последний раз концептуально переформатировать облик и функционал площади брались урбанисты из консалтингового бюро «Стрелка».
Уводящая стрелка не туда
Впервые в Саратов «Стрелка» начала заходить еще в 2015 году. Эксперты бюро предложили тогда развернутую программу переформатирования городского пространства. Урбанисты дали иной взгляд на благоустройство проспекта Кирова, Набережной Космонавтов, Детского парка и Привокзальной площади. На это все удалось выбить контракт под 3,8 миллиардов рублей.
Настоящей «ахиллесовой пятой» для урбанистов из Москвы как раз и стала площадь у саратовского вокзала. Концепт тестового благоустройства, что был развернут чуть не за одну ночь, произвел тогда на жителей города неоднозначное впечатление. Езда по новым правилам лишь озадачила водителей, пешеходов запутала, а инспекторам дорожной полиции прибавила работы. Более того, саратовцам решительно не был понятен подход москвичей. Тестовое благоустройство представляло собой монтаж деревянной фурнитуры, разрисовка кругов на асфальте, установка временных остановочных павильонов. Жители восприняли подобный подход в большей степени прохладно.
Саратовский блогер-краевед Владимир Лешуков рассказал «Четвертой Власти» свое виденье попыток нововведений бюро.
«Прежний подход, продемонстрированный конструкторским бюро «Стрелка», мне казался продуманным и грамотным. Тестовое благоустройство – это практика многих развитых стран. Она применяется и в Америке, и в Европе. Просто их замысел, к сожалению, не был доведен до конца. По результатам тестового благоустройства нужно было сделать выводы, чтобы расширить возможности для водителей и чтобы пешеходы не страдали», - рассказал краевед в беседе с журналистом «Четвертой Власти».
Но выводов руководство «Стрелки» все-таки не сделало. У жителей города были собраны идеи и предложения, которым не суждено было реализоваться. К примеру, были отметены предложения о подземной парковке и фонтане из-за дороговизны и нецелесообразности.
Чем больше новых идей в устройство города вносили специалисты бюро, тем меньше они нравились местным жителям. Простые горожане не могли оценить всю глубину урбанистических преобразований, так как их не стали пояснять авторы, а представители бизнеса не хотели платить за московские инновации своим кровным капиталом. К примеру, саратовским бизнесменам предлагалось обязать привести все вывески и баннеры к единому дизайн-коду. Это значит, что им пришлось бы переделывать все оформление своих магазинов под новые стандарты за свой счет.
Позже на бюро заслужено обрушилась настоящая волна негодования, проявляющаяся в нескончаемых публикациях СМИ и заявлениях официальных лиц.
С непримиримой критикой выступил Александр Ландо, будучи тогда еще главой Общественной палаты области. Он обвинил москвичей в том, что они не стали учитывать мнения горожан при благоустройстве Привокзальной площади, а занимались откровенным самоуправством.
К Ландо тогда присоединился и депутат Госдумы Николай Панков, выразив аналогичную точку зрения. «Считаю, что все изменения, которые касаются нашего города, особенно связанные с изменением инфраструктуры и общественного пространства, должны быть детально обсуждены с горожанами», - отметил Панков.
Далее к волне поднявшегося протеста против действий «варягов» от урбанистки присоединились еще члены Общероссийского народного фронта, также обвинившие «Стрелку» в измывательстве над Привокзальной площадью. Члены ОНФ подчеркивали, что геометрия на асфальте, деревянные пирамиды и торчащие пластиковые конусы несколько не то, что нужно горожанам.
Привокзальная урбанистика: постмодернизм или удобство?
Сегодня Привокзальная площадь обрела новый вид. В преддверии чемпионата мира по пожарно-спасательному спорту ее в очередной раз привели в порядок: переложили асфальт, заменили бордюрный камень. Но от той площади, что была до необдуманных действий московских урбанистов, не осталось и следа. По факту «Стрелка» уничтожила старый образ площади, так и не дав ничего взамен, кроме деревянных ящиков с дикорастущей травой и вырубленными деревьями, чтобы заменить их деревянной фурнитурой.
Как выразился один из местных жителей, «из приятного тенистого сквера площадь превратили в пустырь с лавками».
Сейчас на ней лежит газон не самого лучшего качества, а на образовавшимся пустыре появились новые саженцы, которым до настоящих деревьев расти еще десяток лет. В самом центре же установлена импровизированная клумба с блеклой растительностью.
Кроме того, «родовые» проблемы площади так и не решены. Все также страдает транспортная развязка, все также отсутствует парковка как категория, все также проезду общественного транспорта мешают орды вездесущих таксистов. На площади так и не смогли сформировать дорожную схему так, чтобы она была комфортной и для водителей, и для пешеходов.
Председатель комиссии по контролю за ремонтом дорог и благоустройству территорий Саратовской областной думы Вадим Рогожин, комментируя проблему Привокзальной площади, предложил ввести на ее территории платные парковки у вокзала, как у аэропортов. «Сперва подъезд автотранспорта к вокзалу, наконец-то, открыли. Чтобы можно было выгрузить и посадить пассажиров. Но саратовский менталитет взял свое: автомобили у вокзала стали парковаться аж в четыре ряда и не уезжать. Поэтому губернатор велел навести там порядок. Поставили бетонные полусферы, мешающие подъезду к площадке у вокзала. Теперь опять стало неудобно подъезжать автомобилям, хозяевам которых нужно только высадить-посадить пассажиров. Поэтому целесообразно сделать там въезд через электронный шлагбаум с картами. Задержался более 10-15 минут, плати 300-500 рублей. Так будет наведен порядок: это сможет несколько разгрузить транспортный поток и оградить нахальство эгоистичных водителей», — предложил Рогожин.
Лешуков согласился с мнением Рогожина о парковке и еще раз заострил внимание на ключевых аспектах устройства площади.
«Это такое благоустройство – просто залатать дыры. На место старого асфальта положили новый. Здесь нет никакого стратегического переформатирования площади, нет никакого ее переустройства в соответствии с современными требованиями. Там, естественно, нужна грамотная парковка. Это объективный факт. Мы сейчас, к сожалению, не видим никаких активных действий», - говорит краевед.
По мнению еще одного депутата областной думы Алексея Наумова, ситуации, что происходили с Привокзальной площадью, можно назвать тревожным симптомом управленческой безалаберности.
«Уровень принятия решений очень слабый. У нас люди порой ничего не понимают в том, о чем решение принимается. Не каждая кухарка может управлять государством – это миф. Если человек в чем-то сомневается, он должен обратиться к специалистам, должен обратиться к общественности», - сказал Алексей Наумов.
В Саратовской мэрии характеризуют ситуацию несколько иначе. По словам заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта городской администрации Сергея Кузнецова, работы на Привокзальной площади не окончены.
«Мы приводили ее в порядок. У нас была асфальтировка. Ну и что-то там досаживали. Тот вид, что есть сейчас, он далеко не окончательный. Мне поступали предложения об установке памятников к 75-летию победы. Он тоже будет рассматриваться. Там много вариантов на самом деле. Мы пока навели порядок со своей стороны: сделали дорожки, поставили лавочки и все остальное. В дальнейшем там будут продолжены работы», - сказал Сергей Кузнецов в беседе с журналистом «Четвертой Власти».
Что же касается проблемы с движением транспорта, то чиновник согласился, что она существует. В качестве способа решения на Привокзальной площади планируется строительство парковки. На данный момент администрация проводит переговоры с представителями РЖД, по итогам которых будет решен вопрос о формате и месте их расположения. Понравилась Кузнецову и идея платных парковок. По его мнению, это поможет отгородиться от недобросовестных водителей, которые попросту бросают свои машины на вокзале, создавая проблемы для движения.
«В других городах, к примеру, это все входит в комплекс вокзала, и если человек хочет там оставить машину надолго, то должен заплатить деньги», - подчеркнул Кузнецов.
В итоге историю с Привокзальной площадью нельзя назвать завершенной окончательно. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области 14 октября состоится общественный совет, на который будут приглашены представители общественности. Тема совета: «Обустройство Привокзальной площади Саратова». Возможно, именно там получится сформировать иное виденье проблемы и путей их разрешения.