Как прокуратура Саратовской области стоит на защите прав предпринимателей
13:42, 27 июня 2019
В последнее время в СМИ участились публикации о притеснении бизнеса, ущемлении его прав государственными и правоохранительными органами. Есть обоснованные примеры кошмаривания бизнеса. Но есть и те нечистые на руку бизнесмены, которые, прикрываясь общероссийской эгидой борьбы с незаконным преследованием бизнеса, обвиняют правоохранительные и судебные органы в ущемлении их деятельности, тогда как сами нарушают закон и решения о их наказании справедливы и обоснованы. Это передергивание фактов и политическая спекуляция — обратная сторона этого процесса.
«Четвертая власть» попросила рассказать о работе прокуратуры Саратовской области по защите прав предпринимателей начальника отдела по надзору за соблюдением законов в сфере защиты интересов государства и общества управления по надзору за исполнением федерального законодательства Ивана Голубева.
— Иван Петрович, каким проблемам в сфере защиты прав предпринимателей уделяется прокуратурой области внимание и каковы результаты надзорной деятельности?
— Прокуратурой области уделяется повышенное внимание выявлению и пресечению нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности. Работа в указанном направлении строится на системной основе.
Основной нашей задачей является снижение давления на бизнес путем пресечения административных барьеров, незаконных проверок со стороны контрольно-надзорных органов, фактов воспрепятствования осуществления предпринимательской деятельности, неприменения предупреждений за впервые совершенное правонарушение, обеспечение доступности публичных государственных и муниципальных услуг, исполнения обязательств перед предпринимателями со стороны государственных и муниципальных заказчиков.
Поэтому под особым вниманием прокуроров находится контрольно-надзорная деятельность, деятельность должностных лиц при осуществлении властно-распорядительных полномочий, при предоставлении государственных и муниципальных услуг, осуществлении разрешительных процедур, законность и обоснованность уголовного преследования представителей предпринимательской среды.
Для достижения поставленных задач налажено тесное и конструктивное взаимодействие с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Саратовской области, представителями региональных отделений «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия». На регулярной основе проблемы в данной сфере обсуждаются на заседаниях Общественного Совета при прокуроре области по защите малого и среднего бизнеса, в ходе выездных встреч с предпринимателями районов области.
Только в текущем году совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Саратовской области Петриченко М.П. осуществлены выездные встречи с предпринимателями в 5 районах области, где одновременно осуществлялся и личной прием представителей бизнеса.
Определенные результаты указанной работы есть, но еще достаточно проблем, которые требуют вмешательства органов прокуратуры.
В 2018 и текущем периоде 2019 года органами прокуратуры области выявлено свыше 5 000 нарушений прав предпринимателей, из них более 1000 нарушений в деятельности органов контроля (надзора), более 40 проверок признаны незаконно проведенными, порядка 50 должностных лиц привлечены к административной ответственности в сфере контрольной деятельности, более чем по 140 постановлениям о привлечении к административной ответственности предпринимателей по протестам прокуроров штраф заменен на предупреждение либо прекращено административное производство.
Тщательно отслеживается формирование и ежегодных планов проверок.
В результате проделанной работы за последние 5 лет вдвое снизилось количество поступивших предложений органов контроля о включении в ежегодно формируемые планы проверок субъектов предпринимательства, а именно с 13 450 до 6800 субъектов.
Только на 2019 год из планов органов контроля прокуратурой исключено свыше 1150 проверок.
Благодаря наработанной практике взыскания в регрессном порядке излишних бюджетных расходов, возникших вследствие взыскания просроченной задолженности, когда наряду с суммой основного долга производится взыскание неустойки, судебных расходов, привлечения чиновников к административной ответственности по статьям 7.32.5 (нарушение сроков оплаты контрактов), 15.15.10 (заключение контрактов в отсутствии лимитов бюджетных обязательств) КоАП РФ, удалось добиться существенного снижения задолженности перед предпринимателями.
Так, например, органами прокуратуры в 2018-2019 гг. направлено в суды 31 заявление о взыскании средств в порядке регресса на сумму более 1 млн. 300 тыс. рублей.
По фактам несвоевременной оплаты исполненных контрактов прокурорами в текущем году возбуждено 13 административных материалов по ст. 7.32.5 КоАП РФ, а за 2018 год – 18 таких дел.
В результате принимаемых мер задолженность сократилась с более чем 2 млрд рублей в 2015 году до суммы менее 200 млн. рублей в текущем году. Главной задачей является полное погашение долгов.
— В настоящее время в СМИ широко обсуждаются вопросы о чрезмерном давлении на бизнес-сообщество в Саратовской области. Что в связи с этим сделано и что планируется сделать прокуратурой области?
— Да, действительно, СМИ опубликовали информацию о чрезмерном административном давлении на бизнес на территории области.
В основу данных публикаций положен Индекс административного давления Уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Титова Б.Ю.
Прокуратурой области проведен тщательный анализ Индекса административного давления, подготовленного Уполномоченным при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
По итогам изучения данных, послуживших основанием для расчета Индекса, а также результатов контрольно-надзорной деятельности, установлено, что причинами такой «худшей» среди регионов ситуации явились как грубые нарушения закона, допускаемые органами контроля, так и недостоверность их статистических данных.
Действительно, по параметру «доля предупреждений» от общего числа наказаний Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, ГЖИ региона имеют существенно ниже показатели относительно среднероссийских.
Однако показатели «доля предпринимателей, подвергнутых контролю», «доля штрафов, наложенных без проведения проверок в рамках 294-ФЗ» оказались не соответствующими действительности, поскольку использовались в исследовании недостоверные статистические данные, представленные органами контроля (МЧС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор) о количестве поднадзорных субъектов. Указанные статданные были занижены от 2 до 5 раз, что существенно повлияло на рейтинг данных органов.
Кроме того, использованные в исследовании статистические данные включали не только предпринимателей, но и привлеченных к административной ответственности физических лиц, что существенно повлияло на итоговые параметры Индекса.
Так, например, из 952 привлеченных Россельхознадзором к административной ответственности лиц более 550 это физические лица.
Вместе с тем, необходимо отметить, что прокуратурой систематически выявляются факты проведения незаконных проверок со стороны органов муниципального контроля, территориальных подразделений Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Росприроднадзора и других. Зачастую проверки проводятся под видом административных расследований, вместо их согласования с органами прокуратуры. Только в настоящее время на рассмотрении у мировых судей находятся свыше 10 административных дел, возбужденных прокурорами по фактам проведения незаконных проверок.
Вскрыты многочисленные факты и неприменения контролерами ст. 4.1.1. КоАП РФ, а именно наказания в виде предупреждения за впервые совершенное субъектом предпринимательской деятельности административного правонарушения. Только в текущем году прокурорами опротестованы по указанным основанием свыше 90 постановлений о привлечении предпринимателей к административной ответственности.
Массовый характер носят нарушения и порядка оформления проверок и невнесение в «Единый реестр проверок» обязательных сведений. К примеру, аппаратом прокуратуры области в текущем году такие нарушения вскрыты в деятельности 8 министерств и ведомств. По результатам проверок внесено 8 представлений, 9 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
К сожалению, подобная картина нарушений свидетельствует, что малый и средний бизнес продолжает испытывать административное давление.
По итогам проведенных проверочных мероприятий прокуратурой области уже принят комплекс мер реагирования, направленный на исправление ситуации и пресечение нарушения прав предпринимателей. Работа в данном направлении будет только наращиваться.
— Довольно часто приходится слышать о применении риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). Что это означает?
— Данная модель осуществления контрольно-надзорной деятельности применяется с 2016 года и в рамках нее каждый из хозяйствующих субъектов каждым органом контроля по определенным признакам отнесен к определенной категории риска: от чрезвычайно высокой до низкой. И уже в зависимости от этой категории определяется периодичность проверок, а не через 3 года по общему правилу, установленному Законом № 294-ФЗ. При этом малые предприятия, не несущие в себе угрозу окружающим, как правило, отнесены к низкой категории риска и не подлежат проверке в плановом порядке.
Так, из значительного количества поднадзорных субъектов Управлению Роспотребнадзора по Саратовской области (только категорированных 11700), всего более 20 тыс., к чрезвычайно высокой категории риска относятся всего 6 субъектов, при этом 50% относятся к категориям низкого и умеренного риска.
Таким образом, использование данной системы позволяет существенно снизить общее количество плановых проверок бизнес-сообщества.
— В настоящее время действует мораторий на проведение проверок в отношении малого бизнеса, однако он отличается от моратория, действовавшего в период с 2016 по 2018 годы, в чем эти отличия?
— Да действительно согласно ст. 26.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 введен мораторий на проведение проверок субъектов малого бизнеса.
Вместе с тем, в отличие от ранее действовавшего моратория его действие не распространяется на лицензионный контроль и виды контроля (надзора), осуществляемые в рамках риск-ориентированного подхода.
К сожалению предпринимателей, все основные виды государственного контроля осуществляются в настоящее время именно в рамках указанного подхода. Таким образом, плановые проверки со стороны МЧС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Росздравнадзора, ГИТ, автодорожного надзора будут проводиться без учета моратория.