Дело жизни и свободы Курихина
09:30, 18 марта 2019
В Саратове возбудили уголовное дело по отчуждению земли у литературного музея Константина Федина и строительству на ней здания, в котором вместо картинной галереи разместили кафе «Дом». Интерес правоохранительных органов к земельным махинациям может иметь далеко идущие последствия для замешанных в этой сделке влиятельных в области людей, и в первую очередь – для депутата-застройщика Сергея Курихина, выступающего главным интересантом строительства «Дома» на музейной земле.
О схеме увода земли из музея и проверки прокуратуры по этому факту «Четвертая власть» писала. Сейчас редакция остановится на новых вскрывшихся обстоятельствах и спрогнозирует последствия расследования уголовного дела.
Дом на кури-ножках
На прошлой неделе общественность поразило произошедшее на заседании комитета по бюджету Саратовской областной думы. Министр культуры региона Татьяна Гаранина сообщила о планируемом приобретении областным правительством здания для Саратовского областного колледжа искусств. В нем он и сейчас размещается — это особняк Шмидта по адресу Радищева, 14. В этом недавно отреставрированном старинном особняке дети занимаются уже не первый год, и теперь областное руководство решило больше не платить большую аренду, а выкупить здание за 200 млн рублей. Однако это не на шутку возмутило некоторых депутатов.
Особенную активность проявил депутат-застройщик Сергей Курихин, посчитавший, что покупать для детей объект культурного наследия по стоимости 83 тысячи рублей за квадратный метр – немыслимая роскошь. Вторили ему и коммунисты: мол, конкурс по закупке проведен не был, и подобная сделка отдает банальным отмыванием средств. Министр Гаранина защищалась от вопросов депутатов, как могла: основным аргументом стала специфика использования здания колледжа искусств. По ее словам, в предлагаемом к покупке здании есть и балетный класс, и концертный зал, и все необходимое для воспитания будущих звезд танца.
В логичности вопросов и предположений депутатов сомневаться не приходится. Безусловно, оценка стоимости здания на Радищева, 14 должна быть открыта для общественности, а сама покупка пройти через аукцион. Вполне может быть, что обозначенная сумма 200 млн рублей была завышена искусственно. И путем проведения оценки стоимости здания можно добиться снижения цены примерно на 10-15%, если в ней была заложена «коррупционная маржа».
Однако внимательного читателя наверняка удивила настырность депутата-застройщика. Наблюдателями замечено, что Курихин активничает в думе, когда у него к рассматриваемому вопросу есть личный политический или бизнес-интерес. То, что Курихин к покупке здания для колледжа искусств явно имеет собственные коммерческие интересы, в политтусовке поняли сразу. Оставался открытым вопрос – чего же хочет депутат-меценат? На заседании комитета он пытался убедить окружающих, что для колледжа было бы лучше, дешевле и безопаснее приобрести новое здание, при этом варианты не озвучил. И вот спустя два дня после заседания думского комитета телеграм-канал «Вольский театрал» изложил схему, приоткрыв широкой общественности возможный тайный замысел бизнес-депутата.
Авторы анонимного телеграм-канала утверждают: несколько депутатов областного парламента от КПРФ под чутким руководством Сергея Курихина планируют создать «рабочую группу» по поиску альтернативных зданий для колледжа. В качестве «приемлемой альтернативы» «ВТ» указывает на «элитный» новодел всего за 78 тысяч рублей/метр, к тому же соответствующий всем противопожарным нормам». Этим самым «новоделом», по утверждению авторов, может стать знаменитая несостоявшаяся картинная галерея на бывшей земле музея Федина, оказавшаяся впоследствии рестораном «Дом».
Возможной сделке благоволит следующий фактор: вместимость особняка Шмидта и ресторана-галереи практически одинаковые – 2362 против 2328 квадратных метров, как утверждает «Вольский театрал». Кстати, сейчас ресторан закрыт «на ремонт» до 1 апреля и откроется ли теперь – непонятно. Избавиться от ставшего «чемоданом без ручки» здания, выручив за него те же 200 млн рублей или несколько меньше, стало бы верхом мастерства.
Если это так, то Курихин хочет хитро «соскочить» с проблемной для него темы, да еще и прикрывшись детьми — их-то выселять ни в коем случае не будут. Если такие планы у Сергея Георгиевича были, то им помешало возбуждение уголовного дела. Теперь до суда это здание не продашь.
Общая карма особняков под уголовкой?
Тем не менее, сама идея о переводе колледжа искусств в особняк у музея Федина интересна и заманчива. Разумеется, схема должна быть совершенно иная: не покупать здание, а дождаться окончания расследования уголовного дела и наказания виновных. Решением суда постройка может быть передана в собственность региона и передана колледжу искусств. Благо, подобные прецеденты в Саратовской области уже случались. После возбуждения в отношении Дмитрия Аяцкова в 2005 году уголовного дела суд постановил передать его особняк в Октябрьском ущелье сначала в федеральную, а затем в региональную собственность. Почему же то же самое не сделать с «Домом Курихина»?
Так как сейчас в уголовном деле фигурируют две статьи (мошенничество в особо крупном размере и злоупотребление должностными полномочиями), фигурантами должны стать обе стороны «сделки», включая пособников и покровителей. Однако в первую очередь уголовное дело сулит неприятности самому Курихину и его матери – Надежде Шиловской, формальной собственнице земли и здания.
Как будет расследоваться и к чему приведет уголовное дело, непонятно. Но ясно одно: на ход расследования будут пытаться влиять, стараясь развалить его. Надеемся, что новое руководство СУ СК и областной прокуратуры не допустят подобных действий со стороны заинтересованных лиц. Отчасти тому порукой то, что это дело вызовет большой общественный и медийный резонанс на федеральном уровне.