Станет ли Курихин фигурантом уголовного дела по отчуждению земли у музея Федина?
12:34, 7 марта 2019
Следственное управление СКР по Саратовской области продлило доследственную проверку по факту незаконного отчуждения земли у литературного музея Константина Федина. Речь идет о здании по улице Октябрьская, 7, которое в ходе строительства позиционировалось в качестве первой частной картинной галереи Саратова, но внезапно оказалось обычным рестораном. Причиной возбуждения дела стало нарушение законодательства при строительстве объекта «двойного» назначения: согласно ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», отчуждать землю музеев нельзя.
История вокруг несостоявшейся «саратовской Третьяковки», которую якобы хотел создать бизнесмен-депутат Сергей Курихин, началась в 2008 году. Первым нехорошим сигналом стало получение руководством музея письма от одной гражданки с просьбой отказаться от права оперативного управления на примерно 40% от земельного участка, находящегося в пользовании музея. В письме раскрывались планы на землю: создание частной картинной галереи с социальным предназначением.
Вскоре в учреждение пришло письмо от министра культуры области Михаила Брызгалова: чиновник советовал, как лучше и проще оформить процесс отказа от земли. Однако министр столкнулся с непослушанием директора подведомственного госучреждения Ирины Ткачевой. Недоумение не заставило долго ждать, и она была уволена. Впрочем, сам министр Брызгалов тоже перестал быть министром, а на его место пришел отставной милицейский генерал Владимир Синюков.
Следующие два директора музея Ирина Кабанова и Лариса Коновалова заветный отказ от земли также не одобрили. И тогда на помощь пришла общественный советник министра культуры Валентина Жукова, ставшая очередным руководителем учреждения. Параллельно давлению из минкульта за ходом отчуждения земли внимательно следили и в комитете по управлению имуществом области, а в особенности – его глава Александр Бовтунов.
Когда заветный участок, на котором находился сквер, был «отобран» у музея, областной КУИ решил выяснить его рыночную стоимость, разместив заказ на портале «Госзакупки». Когда об этом узнали депутаты городской думы, ситуация стала нервной. Гордепы решили, что участок земли хотят продать под строительство многоэтажки, и начали писать письма премьеру Владимиру Путину и генпрокурору Юрию Чайке. Однако это не помогло, так же, как и публичное возмущение министра культуры РФ Александра Авдеева.
В 2010 году участок был отчужден и передан в собственность Саратовской области. А через 2,5 года, в октябре 2012 года, его сдали в аренду. Через полгода арендатор участка поменялся, и им стала Надежда Шиловская, мать Сергея Курихина. В СМИ эта женщина называлась автором первого письма руководству музея. К концу 2013 года на участке началось строительство здания, которое, согласно информационному щиту, должно было стать картинной галереей. Подрядчиком строительства выступила компания «Сарград», которая фактически контролируется Сергеем Курихиным.
Параллельно в СМИ велась кампания по раскрутке «первого частного картинного музея» Саратова, и все, затаив дыхание, ждали чуда. В этот период горожане обнаружили на фасаде «галереи» медальоны с ликами, похожими на Сергея Курихина и архитектора ГУПП «Саратовгражданпроект» Сергея Киселева. Но чуда не произошло. К октябрю Надежда Шиловская стала собственником здания, которое несколько раз сдавалось через договоры субаренды, а уже в декабре здесь открылось кафе «Дом» - «самый крутой и амбициозный проект последних 10 лет», по версии владельцев.
Роскошный ресторан открывали с помпой, пригласив звезд российской и зарубежной эстрады. Вопреки ранним заверениям и обещаниям чиновников, в здании не оказалось места, которое хоть каким-нибудь образом использовалось бы соседним музеем Федина. Вместо этого на все три этажа раскинулся далеко не самый дешевый общепит.
Вот такой показали фокус с музейной землей.
В начале 2019 года в областной прокуратуре вновь провели проверку относительно дел почти 10-летней давности. Выводы, сделанные ведомством, указывают на факты незаконного отчуждения земли. Подобное отношение к сомнительным бизнес-схемам стало возможным после смены руководства прокуратуры области и ряда других силовых структур: при прежних руководителях некоторые правоохранительные ведомства не только закрывали глаза на происходящее, но и потворствовали этому.
Открытым остается лишь вопрос об основном фигуранте уголовного дела. Станет ли им сам бизнесмен-парламентарий или подведет под статью собственника здания – родную мать? Следствие выяснит степень виновности каждого, кто осуществлял бизнес-схему на культурном наследии народа и города.