Парламентский контроль добрался до дорог
09:10, 18 февраля 2019
Под занавес прошлого года в облдуме создали сразу две постоянные комиссии парламентского контроля: комиссию по нацпроектам и комиссию по контролю за ремонтом дорог и благоустройством территорий. Национальный проект по безопасности и качеству дорог был отведен в отдельную комиссию из-за его приоритетности и актуальности в Саратовской области. На него и в целом по линии Дорожного фонда в этом году будет выделено 8,8 млрд рублей. Небывалая для региона сумма, но, к сожалению, слишком малая, чтоб разрешить все проблемы разом. Именно поэтому важно дополнительно контролировать, насколько эффективно тратятся деньги и правильно расставляются приоритеты в выборе дорог.
О необходимости усиления в Саратовской области парламентского контроля за национальными проектами, за расходованием бюджетных средств, за решением проблем в различных социально-экономических сферах неоднократно говорил в конце 2018 года председатель Госдумы Вячеслав Володин. И если в российском парламенте под его эгидой парламентский контроль заработал на качественно новом уровне, то на его малой родине систему еще предстоит отлаживать, чтобы она не превратилась в формальные собрания на тему «старых песен о главном».
Не клуб посиделок, а место выработки практических предложений
«Принципиальный поход работы комиссии — сделать ее не депутатским клубом для посиделок с рассуждениями как бы хорошо сделать дороги, а живым, эффективным работающим органом законодательной власти, — рассказал «Четвертой власти» ее председатель, руководитель «Дорожного контроля» депутат Вадим Рогожин.
Первое заседание дорожной комиссии состоялось 12 февраля. В ее состав вошли 7 депутатов - представителей всех парламентских партий за исключением «Справедливой России». Главной темой обсуждения стало содержание в зимний период дорог и тротуаров в Саратовской области. Заседанию предшествовал активный подготовительный период, за который члены комиссии организовали поездки по крупным городам и районам области, отрезанным от большой земли деревням, чтобы ознакомиться с ситуацией воочию, а не по отчетам чиновников.
То, что зимний период в целом оказался провальным, сюрпризом не оказалось, и проблемы, всплывшие на поверхность, коснулись не только недофинонсирования отрасли, нехватки техники и «капитуляции» перед большим снегом. Это и так было очевидно каждому саратовцу, об этом не говорил разве что ленивый. Главной проблемой явилась неработающая система по уборке дорог и тротуаров. Даже там, где они очищались, все равно создавались опасные условия для участников дорожного движения.
Самые больные точки в уборке снега
Директор «Дорожного контроля», член общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Николай Гурин в своем выступлении указал, что на территории региона нет ни одного населенного пункта, где бы соблюдался ГОСТ Р 50597—2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». По нему проезжую часть должны расчищать максимум за 12 часов, на наиболее загруженных дорогах - за 4-5. При этом на последующую очистку обочин на улицах дается максимум 24 часа. Т.е. даже самая невостребованная дорога должна приводиться в порядок не позднее, чем за сутки. Столько же отводится на уборку не пользующихся популярностью тротуаров с интенсивностью движения менее 100 человек в час. На уборку остановок дается 6 часов. Ничего подобного в Саратовской области не происходит.
Так же он отметил, что во всех крупных городах Саратовской области остро стоит проблема с зимним содержанием так называемых внутриквартальных дорог, дворовых проездов, которые совершенно не убираются или это происходит слишком редко и не решает проблему.
Даже там, где проезжую часть очищают, безопасной дорога все равно не становятся. Не ведется работа по комплексной очистке пешеходных переходов и подходов к ним после уборки проезжих частей. Пешеходы не имеют возможности воспользоваться переходами из-за сугробов, или пешеходные переходы становятся опасными для граждан, потому что водителям из-за наваленных перед «зеброй» снежных валов не видно людей. Особую озабоченность вызывает то, что подобная тенденция распространяется даже на пешеходные переходы к школам.
Из-за неотлаженной системы уборки снег с дороги складируется где попало, его многометровые валы встречаются при подъезде к перекресткам и выездам из дворов, что значительно увеличивает риск возникновения ДТП из-за ограниченного или совсем перекрытого водителям обзора.
В Саратове к тому же совершенно брошенными оказались пешеходные зоны подавляющей части мостов, где из-за скопившегося снега уровень ограждений доходил пешеходам до колена. И только сейчас, после публикаций «Дорожного контроля», ситуация стала меняться.
Также в Саратове не решается вопрос со своевременной очисткой проезжих частей после многочисленных коммунальных аварий.
Николай Гурин предложил дорожникам в дальнейшем при составлении планов по совершенствованию системы уборки думать не только о том, на чем и за какие средства расчищать дороги, но и как при этом обеспечить безопасность и комфорт для водителей и пешеходов.
Под прокурорским надзором
Начальник управления прокуратуры области Александр Баринов подтвердил, что вопросов к качеству уборки снега очень много. Из справки надзорного ведомства следует, что в Саратове вообще нет системного подхода со стороны всех структурных подразделений мэрии. Речь идет не только об уборке территории, но и о работе по наказанию виновных. У чиновников есть ряд полномочий, позволяющих привлекать к ответственности за нарушение правил благоустройства. Однако малое количество составленных протоколов говорит о том, что их работа нерезультативна, уверены в прокуратуре.
«К сожалению, в Саратове эта работа велась не активно. Не то чтобы не активно даже. Она практически отсутствовала. По данным фактам были внесены представления в адрес главы администрации», - заметил Баринов.
Вдобавок к этому выяснилось, что на улицы города убирать снег выезжает далеко не вся техника МБУ. К примеру, в декабре был установлен факт простоя снегоуборочной техники. Это связано как с поломками машин, так и с отсутствием на них водителей-механизаторов. В МБУ «Служба благоустройства» из 50 единиц спецтехники 16 находились в нерабочем состоянии, на 7 не было персонала, а еще 7 и вовсе были разобраны. В МБУ «Дорстрой» нехватка рабочих составила 100 человек.
Отдельное внимание Александр Баринов обратил на расчистку дворовых территорий. Здесь ответственность несут управляющие организации, но они, пользуясь отсутствием контроля, вовсю нарушают законодательство. В 2018 году прокуроры обнаружили, что свыше 100 млн рублей УК вывели за счет «экономии» на уборке придомовых территорий. Деньги с жильцов собирались, но никаких дворников по факту не было.
Коммунист Наиль Ханбеков заметил, что власти отчитались о расчистке трамвайных путей и остановок, но не проследили, как это сделано. Электротранспорт начал ходить, а вот остановки убрали частично. На маршруте №3, как известно, ходят парные составы, а площадки хватает только для одного вагона. В итоге пассажиры второго вагона вынуждены выпрыгивать в сугробы. Ханбеков сообщил, что накануне заседания сам едва не угодил под трамвай, когда помогал женщине с ребенком выйти.
Столько снега не ждали — потому сплоховали
Начальник управления развития автомобильных дорог регионального минтранса Николай Пантелиди спорить с критикой не стал. Он признался, что его «доклад предсказуем», и перешел к проблеме нестандартных погодных условий, которых не было уже 30 лет. Чиновник заверил, что подготовку к зиме они начали вовремя, но снега оказалось слишком много.
«43 подрядных организации выполняют работы по содержанию дорог на основании государственных контрактов. Все контракты финансово обеспечены, разумеется. Кампания по заготовке противогололедными материалами была выполнена своевременно», - сообщил Пантелиди.
Представитель минтранса добавил, что трудности добавили метели в Заволжье. Из-за этого несколько раз перекрывались трассы, десятки сел были отрезаны от райцентров. Николай Пантелиди сообщил, что где-то приходилось пробивать дорогу рядом с проезжей частью, поскольку было легче проложить новый путь, чем вычищать старый. С сельчанами по возможности обеспечили связь, чтобы в случае необходимости предоставить им транспорт.
Похожую позицию занял его коллега из Саратова – глава дорожного комитета Геннадий Свиридов. К аргументам он добавил нехватку дорожной техники и финансирования отрасли. По его словам, машин при таких объемах снега всего 15% от необходимого количества, а последние годы на содержание дорог выделялось лишь 20% от потребности.
Сотрудник прокуратуры Александр Баринов на это резонно заметил, почему же при нехватке техники и малом финансировании ее не берут в аренду. Это и дешевле, и не требует сложных бюрократических процедур, и есть возможность привлекать технику со стороны вместе со специалистами.
Депутат Дмитрий Чернышевский развил эту мысль. По его мнению, это особенно актуально для сельских территорий.
«Районы – это не Саратов. Возможности абсолютно не сопоставимы, количество техники и протяженность дорог тоже. Тем не менее, надо понимать, что в сельских районах и бюджет не сопоставим с саратовским, и техники с гулькин нос – 4 «КамАЗа», 2 трактора и 1 «Кировец». За счет чего из этого выходят районные главы? У меня в округе 4 района. Везде был обеспечен проезд к селам. Сельхозпроизводители выделяют технику по той же аренде. Возможно, это актуально и для Саратова. Все понимают, что его завалило по самые уши», - поделился Чернышевский.
Как заявил в ответ Геннадий Свиридов, данный вопрос прорабатывается.
Депутат от ЛДПР Дмитрий Пьяных заметил, что информацию о нехватке техники и огромных объемах снега все слышали не один раз, но есть ли у местной власти пути решения прямо сейчас?
«Если февраль выдастся таким же снежным, насколько готова администрация Саратова? Вы сказали о нехватке техники и денег. Какие меры будут приниматься по улучшению ситуации?» - поинтересовался народный избранник.
«Мы постоянно пишем письма с просьбой увеличить нам финансирование за счет областного бюджета. На сегодня губернатор такое поручение дал: рассмотреть возможность выделения дополнительных средств Саратову. Я надеюсь, что подвижки будут в этом году», - ответил главный дорожник Саратова.
О том, как будут справляться в феврале, Свиридов отшутился с грустным выражением лица.
«Мы все-таки надеемся на небесную канцелярию. По среднесложившимся показателям февраль не такой снежный, как январь и декабрь. Чуда не произойдет, техника с неба не упадет. Все, что есть, мобилизовано, работы ведутся в круглосуточном режиме», - заявил он, добавив, что все снежные полигоны уже забиты до отказа.
Лед двинулся теперь и в умах чиновников
В конце заседания председатель комиссии Вадим Рогожин остановился на планах администрации изменить систему уборки. Он напомнил, что идея изменить систему уборки Саратова принадлежит председателю Государственной думы Вячеславу Володину. Глава Саратова Михаил Исаев уже через день после интервью Володина сообщил губернатору о проекте реорганизации системы управления благоустройства города.
«Насколько я понял, есть план поделить город на три зоны: северную, южную и центральную. Создать еще одно специализированное предприятие помимо двух, которые есть. Ответственность возложить на глав районных администраций. Купить два снегоплавильных завода», - заметил Рогожин.
Геннадий Свиридов подтвердил, что план разработан, в мэрии уже просчитывают необходимый объем финансирования на новое МБУ и снегоплавильные заводы.
«К сожалению, у нас и в областном правительстве, и в муниципалитетах что-то кардинально начинает меняться только после того, как с предложением или наказом выступает Вячеслав Викторович или президент. Не скажет Володин – мы сидим и молчим. Скажет – тут же оказывается, что есть планы реорганизации и реализации. Хотелось бы, чтобы органы власти сами анализировали свои недостатки и сами предлагали систему по улучшению эффективности своей работы», - заключил Вадим Рогожин. Формат комиссии как раз и должен помочь более быстрым коммуникациям между различными органами власти в сфере дорожной отрасли с одной единственной целью - сделать дороги и тротуары безопасными и удобными для саратовцев.
По итогам прошедшего заседания будут внесены рекомендации минтрансу и муниципалитетам, чтобы при планировании уборки учитывались озвученные проблемы. Первое, в чем достигнуто согласие, — это в том, что нужно из областного бюджета выделить дополнительные средства на содержание улиц и дворов. Только Саратов просит на эти цели около 1 млрд руб. На них собираются закупить недостающую технику и нанять специалистов. Решено начать помощь с центра агломерации. На комиссии были озвучены текущие проблемы, которые необходимо учитывать и решать при составлении планов на будущие зимние периоды. Насколько они будут учтены при планировании работ на будущий год, выяснится в конце лета, когда депутаты повторно соберутся проконтролировать ход подготовки к новому сезону.