Молодой семье с двумя детьми четвертый год не выдают положенную ей муниципальную квартиру
10:02, 31 января 2019
В Саратове семья с двумя детьми не может получить пригодную для проживания муниципальную квартиру взамен поврежденного в результате пожара жилья. Ситуация не меняется на протяжении нескольких лет, хотя суд еще в конце августа 2015 года признал право Анастасии Умаровой и членов ее семьи на благоустроенное помещение в черте города по договору соцнайма.
Квартира в доме на улице Гоголя, которая закреплялась за Анастасией как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, стала непригодной для проживания после пожара в 2003 году. Сам дом аварийным и подлежащим расселению признан не был, поэтому мэрия не торопилась с определением дальнейшего статуса пострадавшей от огня жилплощади. Инициатива исходила от самой Умаровой, а также ее представителя. В 2014 году они обратились к чиновникам с заявлением рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о непригодности квартиры для проживания.
Рассмотрение обращения Умаровых длилось несколько месяцев. В итоге комиссией было принято решение, что в помещении на Гоголя невозможно жить, и это дало право людям обратиться в суд с требованием обязать администрацию города предоставить им жилье вне очереди. Несмотря на то, что судебное решение было принято больше трех лет назад, оно до сих пор не исполнено. За все время Умаровым были показаны только две квартиры - в Заводском районе и поселке Солнечном, да и те вызвали у людей странные впечатления.
К примеру, семье предложили обратиться в администрацию Заводского района и взять ключи от потенциальных «квадратов». Однако даже открыть помещение не удалось - ключи не подошли, а соседи пояснили, что в квартире уже месяц кто-то делает ремонт. Оказалось что там имело место самовольное занятие жилплощади.
В другой квартире, в общежитии на улице Академика Антонова, которую предложили семье, жить просто невозможно. Предположительно, в этом помещении ранее располагалась прачечная, а условия для проживания в помещении, сплошь покрытом грибком, не созданы. Сказать, что в помещении царила разруха, считай, что не сказать ничего. Естественно, проживать в этой разрухе семья с грудным ребенком отказалась. Было написали заявление об отказе, подкрепленное фотографиями. В прокуратуре, куда также обратились граждане, ответили, что официально эта квартира непригодной для проживания не признана, но только официально, поэтому в адрес администрации внесли представление о приведении объекта в надлежащее состояние.
Больше за 3 с половиной года никаких предложений не последовало. По словам юриста Натальи Квитчук, отстаивающей интересы Умаровой, чиновники мотивируют это тем, что у них отсутствует свободное жилье требуемой номенклатуры (под номенклатурой в данном случае понимается количество комнат и метраж, для Умаровых это жилая комната не менее 26 кв.м).
Но Квитчук видит проблему в другом - в самой системе распределения квартир и в том, в каком порядке мэрия исполняет судебные решения и предоставляет жилье внеочередникам. По ее словам, на судебном заседании выяснилось, что комитет по управлению имуществом между нуждающимися в муниципальной жилплощади ведет условную очередность, которая зависит от даты вынесения судебного решения по их обращениям. Хотя, по разъяснениям Верховного суда РФ, если есть судебное решение, по которому человеку обязаны предоставить жилье вне очереди, наличие или отсутствие иных граждан схожих категорий никак не должно отражаться на его правах.
Однако даже принятая саратовскими чиновниками очередность, вероятно, не соблюдается. Женщина полагает, что, скорее всего, на самом деле нет никакого определенного порядка, вместо него применяется какая-то замаскированная схема. «Нами выявлен случай, когда по факту квартира была предоставлена гражданам, у кого решение суда было вынесено позже», - говорит юрист.
Квитчук отметила, что на просьбу сообщить данные, сколько кому было предоставлено муниципальных квартир и каковы даты судебных решений, чиновники по какой-то причине ответили отказом.
«Мы хотели выяснить, почему граждане получили квартиры быстрее нас, на что нам много раз отвечали, что это персональные данные, они не затрагивают ваших имущественных прав, и мы вам информацию не предоставим», - пояснила представитель Умаровых. Она полагает, что на самом деле было много свободных муниципальных квартир, которые им по какой-то причине не предлагали.
Так или иначе, молодая семья с двумя детьми, забота о которой стоит в приоритетах внутренней политики государства, вместо положенной по закону жилплощади уже четвертый год вынуждена скитаться по родственникам и съемным квартирам.
PS. На момент написания материала в редакцию позвонила юрист и сообщила, что ей своими силами удалось отыскать подходящую по номенклатуре и пустующую квартиру в старой четырехэтажке, для проживания в ней созданы условия, но опять же нет никакой уверенности, что она достанется ее подзащитным.