Парламентский контроль должен стать конституционной нормой
16:11, 22 января 2019
Вячеслав Володин продолжил дискуссию, начатую им по совершенствованию правоприменения Конституции РФ.
В этот раз он говорил о четких процедурах взаимодействия законодательной и исполнительной власти.
Председатель Госдумы считает, что в России отсутствует «должный баланс в системе сдержек и противовесов ветвей власти». И конституционные права граждан через их представителей-депутатов не в полной мере выражаются.
Володин имеет в виду необходимость усиления парламентского контроля за правительством, за исполнением и соблюдением законов. Он хочет, чтобы оценка отчета правительства перед Госдумой имела для исполнительной власти более обязывающий характер, после чего должны последовать конкретные действия со стороны исполнительной власти. Проще говоря, речь идет о том, чтобы традиционный отчет правительства и, возьмем шире, всех ведомств исполнительной власти перед парламентом носил не формальный характер, а обсуждался депутатами, и выработанные в ходе дискуссии предложения были обязательными для исполнения правительством. Так образом можно уравновесить дисбаланс властей, который сформировался, но который противоречит конституционным понятиям.
Это важное предложение с точки зрения усовершенствования устройства социального государства, каковым является Российская Федерация, согласно Конституции.
В политическом и общенародном понятии перевернуто представление, какая власть является первой, а какая второй. Обыденным стало считать, что первая – это исполнительная власть, а вторая - законодательная. Но по конституционным нормам все наоборот. Вот в этом, наверное, Володин видит проблему разбалансирования и разделения властей, противоречащую Конституции. Даже на примере сложившегося порядка законодательной деятельности Госдумы видно, что отрицательный отзыв правительства по законопроекту является приоритетным, его практически нельзя преодолеть. Если так, то по факту правительство выше Госдумы, а исполнительная власть – первая.
У нас в Саратовской областной думе, как, впрочем, и в других законодательных собраниях регионов, отрицательное заключение правового управления областного правительства также рассматривается как запретительный акт на законопроект. То есть правовое ведомство исполнительной власти приравнивается к прокуратуре. Но это же полное извращение понятий о власти и Конституции.
Сложно поменять сложившееся понимание вещей. Поэтому Володин предлагает начать с усиления парламентского контроля, в частности, за отчетностью правительства перед Госдумой. Правительство должно отчитываться, а не формально представлять отчет о проделанной работе, об исполнении своих обязанностей. Это ключевой момент.
Именно внедрение парламентского контроля стало одной из первых и главных инициатив Володина сразу после того, как он стал председателем парламента.
Новая вчерашняя инициатива председателя Госдумы – вынести уровень парламентского контроля на Совет Законодателей при Федеральном собрании РФ (до сих пор координация работы парламентского контроля является функцией комитета по регламенту Госдумы). Этот орган создан, чтобы заниматься разграничением полномочий. Володин добавляет: «Одной из основных задач создания Совета Законодателей было бы совершенствование механизмов реализации контрольных полномочий парламента». При этом предлагается к этой работе привлечь представителей исполнительной и судебной ветвей власти, экспертное сообщество и законодателей регионов.
Такой же порядок нужно завести и в Саратовской областной думе, и в других региональных заксобраниях.
Сейчас в облдуме готовится положение о создании комиссии по парламентскому контролю. Ее возглавит спикер думы, членами станут депутаты Совета думы, то есть парламентская верхушка. Идея хорошая, она стала реализацией посыла нашего главного депутата. Но формат нужно расширить. Контролировать исполнительную власть не могут контролируемые ею депутаты. Здесь нужны принципиальные депутаты с собственной позицией, пусть даже из фракции «партии власти», но не живущие по указаниям из областного правительства. И конечно же, здесь нужны эксперты, так же не завязанные на Московскую, 72. Иначе парламентский контроль станет профанацией.
Вадим Рогожин, с поддержкой