Оптимизация расходов районных больниц отдана на откуп главврачам
16:01, 16 января 2019
Сегодня в Саратовской областной думе спикером Иваном Кузьминым была организована встреча депутатов, работающих на профессиональной основе, с министром здравоохранения Натальей Мазиной. Это был первый подобный формат мероприятий, который вводит председатель облдумы, чтобы облдепы без прессы и излишнего формализма могли пообщаться с чиновниками тех или иных сфер деятельности. Предполагается, что это позволит народным избранникам глубже вникнуть в проблематику вопросов, которые у них есть по данной сфере, чего они зачастую не могут сделать в рамках рабочих групп, комиссий, думских заседаний.
Новый формат встреч открылся беседой с министром здравоохранения. Практически всем присутствующим депутатам удалось задать свои вопросы Мазиной. По комплексу вопросов, касающихся обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан, в частности по ситуации с инсулином, министр заверила, что проблем сейчас нет. Инсулином в настоящее время бесплатно обеспечиваются все диабетики, а нуждающиеся в лекарстве дети - самым современным инсулином (это дорогое средство, которое не входит в программу бесплатного обеспечения взрослого населения).
Наталья Мазина также рассказала о ситуации по обеспечению лечением онкобольных пациентов. Так, 40% нуждающихся в химиотерапии переведены на койки дневного пребывания, в этом году также будут выделены дополнительные средства на лечение по процедурам химиотерапии.
Депутат Вадим Рогожин спросил чиновницу, что предпринято по поднятой им проблеме оптимизации районных сельских больниц. Он поинтересовался, что сделано по итогам нескольких этапов переговоров, совещаний и дискуссий, и чего ожидать в будущем. Мазина пояснила: по нормативам Минздрава РФ, районные больницы должны функционировать только в районах с населением от 20 тысяч человек. Там же, где число жителей меньше этой цифры, работают участковые больницы. Несмотря на то, что в Саратовской области 16 районов с населением меньше 20 тысяч, тем не менее, во всех них оставлены ЦРБ. Говоря о вопросе оптимизации, Мазина отметила, что руководителям райбольниц дали полномочия самостоятельно решать, куда распределять выделяемые средства, какую зарплату платить сотрудникам, кого сокращать и принимать на работу. Министерство ставит перед ними задачу нормально организовать лечебный процесс: консультации, диагностику, доставку пациентов в городские и федеральные медучреждения и другие лечебные мероприятия. Кроме того, министерство контролирует повышение и своевременность выплаты зарплат.
Наталья Мазина также считает, что нельзя платить медработникам по несколько ставок в тех случаях, где нет необходимого наплыва пациентов. К примеру, если поликлиника работает до 12 часов, то и оплата должна идти за фактическое время работы врачей и медперсонала, а не по полной ставке.
Таким образом, оптимизация сельских больниц отдана под ответственность самих главврачей.
Облдеп Александр Анидалов спросил министра о состоянии саратовской медицины на примере города Балаково. Он сказал, что в балаковских поликлиниках нет ни одного ортопеда, в некоторых случаях ЛОР-врач работает на два учреждения, в должности терапевтов трудятся фельдшеры, санитарок переводят в уборщиц, а из-за нехватки врачей-специалистов образуются огромные очереди. Наталья Мазина пояснила, что это происходит из-за кадрового дефицита специалистов, который обострился с 2006 года. Причину нехватки кадров она видит в том, что специалисты уезжают в Москву и Подмосковье, где ставки врачей в несколько раз выше, чем в Саратовской области. Средняя зарплата врача по нашему региону составляет 47 тысяч рублей, в то время как в Москве она достигает 130 тысяч рублей. Отток в столицу вызван тем, что в области нет возможности обеспечивать заработную плату медперсоналу в подобных рамках. Поэтому в поликлиниках и больницах имеются вакансии, которые не сокращаются, и все желающие могут их заполнить.
Одна из проблем большого кадрового дефицита в районных больницах состоит в том, что так называемые целевики не желают возвращаться в свои районы и села и находят любые возможности, чтобы этого не делать. Например, переходят в ординатуру. Мазина сказала, что сегодня по ординатуре нет ограничений, туда поступают бюджетники, в том числе те целевики, которые дальше ищут способы трудоустроиться либо в бюджетных, либо в коммерческих учреждениях. В настоящее время продумывается возможность, чтобы делать вкладыш к диплому, по которому работодатель не сможет принимать к себе целевика, пока тот не отработает 5 лет там, откуда был направлен. Пока же такой возможности нет.
Что касается переводов санитарок в уборщицы, министр пояснила, что с 2016 года внедрен профстандарт, по которому санитарки должны иметь специальное образование и квалификацию. По словам чиновницы, не у всех из них есть квалификация. Кроме того, в медучреждениях введена трудовая функция санитарок. Хотя, по другим сведениям, их переводят в уборщицы потому, что сокращаются койкоместа. Есть норматив, определяющий, сколько санитарок должны обслуживать определенное число койкомест. Получается, число санитарок в балаковских медучреждениях стало избыточным, поэтому снижается их трудовая функция, и их переводят в уборщиц. Но, тем не менее, они продолжают по сути выполнять ту же работу, только получая зарплату уборщицы.