Галина Лобачева: СГТУ успешно выполняет миссию опорного университета
15:26, 24 декабря 2018
Галина Лобачева трудится в Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю.А. (далее – СГТУ) с 1978 года. Ее научные изыскания направлены на изучение проблем образования, истории российской государственности, исторической психологии и других аспектов, связанных с педагогикой и историей страны. Последние десять лет Галина Викторовна работала проректором по учебной работе СГТУ, имеет звания «Почетный работник высшей школы РФ», «Заслуженный работник высшей школы РФ». Мы говорили с ней о векторе развития вуза на ближайший период.
- Галина Викторовна, как специалист по проблемам образования и историк, расскажите, пожалуйста, о своем видении развития СГТУ в качестве опорного университета и кузницы научных кадров области.
- Программа развития опорного университета сложная и многогранная. Первые полтора года работы показали, что СГТУ справляется с заданными ею темпами. За это время открылись иные перспективы роста, появились новые направления деятельности, о которых раньше мы и не подозревали. Вокруг точек роста концентрируются инициативные люди, которые с удовольствием включаются в работу и принимают участие в мероприятиях университета. Уже сейчас просматриваются широкие перспективы для развития инноваций и творчества. Радует, что этим занимаются молодые преподаватели вуза, которые смогут реализовать свои планы.
Программа опорного университета направлена не только на развитие вуза, но и на внешний контур – уровень области и города. На территории СГТУ реализован проект для школьников «ТехнариУМ», планируется открыть «Кванториум» для ребят помладше. Также территория университета становится местом притяжения жителей, местом проведения их досуга.
- Расскажите о гуманитарном направлении в техническом вузе, в частности, о роли классических дисциплин, таких как история. Как вы считаете, в свете новых образовательных стандартов преподавания, которые планируются к внедрению, можно ли переводить дисциплину «история» в формат дистанционного обучения?
- Сейчас преподавание в вузах по всей стране выходит на новый уровень, внедряются образовательные стандарты нового поколения. Эти процессы очень значимы для преподавателей, потому что мы составляем учебные планы на 4-6 лет вперед, задавая вектор развития. При планировании учебно-методических комплексов очень важно соответствовать требованиям новых стандартов, однако они должны учитывать опыт и потенциал преподавателей.
Я внимательно слежу за дискуссией о преподавании истории в технических вузах. Я считаю, что дистанционное образование, которым предлагают заменить традиционные формы обучения, само по себе не плохо, но оно не должно быть единственным. В учебном процессе важна личность преподавателя, его мнение, умение преподнести информацию, интерпретировать факты, организовать дискуссию. Внедрение дистанционного обучения позволит студенту получать сумму фактов из лучших образцов специализированной литературы, но оно не заменит личного общения. Хорошо, если с помощью цифровых технологий мы сможем оценить качество подготовки студента, но часто объективной оценки знаний дистанционно добиться сложно.
- Галина Викторовна, недавно в СГТУ сменилось руководство, расскажите о переменах в университете и о том, какой вектор развития, по вашему мнению, должен выбрать новый руководитель Гагаринского.
- Я работаю в университете с 1978 года, на моей памяти руководство вуза менялось не единожды и такие процессы всегда протекают непросто. Это происходит потому, что ректорами вуза всегда были интересные личности, неординарные, самоотверженно работавшие на благо университета, и уход каждого – завершение эпохи. Ну а на переломе всегда возникают настроения неуверенности, дезориентации, и это естественно, потому что сначала необходимо понять, какое направление развития вуза будет избрано. Прошло несколько месяцев с момента смены руководства, меня радует, что вуз развивается, появились новые перспективы. Мы выполняем дорожную карту программы развития опорного университета, которая прирастает оригинальными и интересными проектами. Это внушает уверенность, что университет не только не потеряет присущую ему динамику роста, но и откроет для себя новые горизонты.
Если говорить о перспективах развития вуза под руководством Олега Александровича (Олег Афонин – и.о. ректора СГТУ, прим. ред.), я не вижу оснований для каких-либо опасений. Все положительные начинания будут поддержаны, а неудачный опыт – отметен. И если говорить о результатах работы нового руководства за эти несколько месяцев – они положительные.
Мне представляется, что роль технического университета в регионе будет все более заметной. Не будем забывать, что СГТУ – федеральный вуз, и у нас учатся студенты не только из Саратовской области. Наши выпускники работают в различных городах, занимают руководящие и ключевые должности на предприятиях и в различных бизнес-структурах. Но в контексте программы развития опорного университета нам необходимо наращивать влияние в регионе, работать на перспективу. У нас это получается и в дальнейшем, я уверена, эта тенденция сохранится.
- Как вы считаете должен ли руководитель технического вуза иметь профильное образование?
- Руководитель вуза должен знать высшую школу изнутри, иметь опыт работы в образовательном учреждении и понимать процессы его администрирования. Ректор должен быть, прежде всего, лидером и локомотивом для коллектива. В этом смысле специальность в дипломе не имеет принципиального значения, тем более что в университете очень широк спектр образовательных программ – от архитектуры до цифровых технологий. Но понимание специфики точных наук, конечно, позволяет реальнее оценивать перспективы научных исследований и говорить с коллегами на одном языке. Думаю, Олег Александрович обладает этими качествами.
- Как вы считаете, что даст вузу ориентация в сторону развития прикладной науки?
- В техническом университете всегда большое внимание уделялось внедрению разработок в производство и коммерциализации результатов научных исследований. И это прекрасно, потому что демонстрирует востребованность вуза реальной экономикой. Однако следует понимать, что академическая и прикладная наука должны развиваться в равной степени. Теория создает почву для прикладных решений. Поэтому важно, что технический университет развивает оба направления и поддерживает статус научного центра региона.