На суде по «жирному делу» выясняли финансовые схемы работы с «Консервным заводом ФСИН»
16:07, 18 октября 2018
В Энгельсском районном суде продолжается процесс над экс-министром и директором ФГУП «Консервный завод ФСИН России» Павлом Беликовым и его предполагаемыми сообщниками, которых обвиняют в крупном финансовом ущербе предприятию в 65,7 млн рублей. В начале заседания был допрошен свидетель со стороны защиты предприниматель Василий Змеев, который работал с консервным заводом по поставкам молочной продукции с 2014 года. В его обязанности входило заключение контрактов с предприятием, вопросы оплаты по договорам поставки.
Прокурор Алексей Иванов возразил о его допросе, потому что контракты на поставку молока не вменяются в вину подсудимым, и он должен быть допрошен только по обстоятельствам дела.
Однако такая постановка вопроса вызвала возражения у адвоката Елены Левиной.
«Как же не имеет отношения? Ведь именно сторона обвинения говорит, что для этих людей (обвиняемых - ред.) были исключительные условия. Кроме того, он был ранее допрошен, и в материалах дела есть протокол его допроса. Его вызов касается условий договора с ФГУПом в тот же период времени, который вменяется обвиняемым. Свидетель опровергает одно из оснований обвинения», - отметила она.
Змеев рассказал, что знает обвиняемых Сергея Сафонова (начальник отдела закупок) и Павла Беликова. Сотрудничать с заводом ему порекомендовал глава Базарно-Карабулакского района Олег Чумбаев.
«Моя деятельность - сбор молока, сырья от населения, очищаем, охлаждаем его и направляем заводу. Я поставлял молоко консервному заводу. С конца 2014 года делали пробные партии, в 2016-м полноценно работали. Договора заключали по торгам, нужно было подавать заявки. Мы работаем без НДС на коленках с колхозниками, а там счета, 1000 бумаг. По договору у нас были 120 дней отсрочки платежа. Но я договаривался, чтобы почаще была оплата. В 2016 году, когда Павла Петровича задержали, ухудшились отношения и начались проблемы. Я не могу понять, почему при новом руководстве передо мной образовалась задолженность в 10,5 млн рублей и мое положение значительно ухудшилось, из-за чего я подал иск в суд», - подробно рассказал свидетель. Причем, по его словам, условия оплаты заводом за поставки не поменялись и при смене руководства после ареста Беликова.
«Павел Петрович - серьезный руководитель, он проверял, у каких колхозников мы берем сырье. Я к нему очень уважительно относился, всегда на Вы обращался. Из Интернета я узнал, что он был министром территориальных образований», - пояснил он.
После этого защитник Андрей Плисов выступил с ходатайством о признании судебной экспертизы по деятельности консервного завода от 27 декабря 2016 недопустимым доказательством и исключить документ из их числа.
«Ходатайство основано на законе, мотивировано», - отметил адвокат Валерий Ермаков. Однако судья в этом отказала.
Далее был допрошен предприниматель Илья Иванов, который по договору с консервным заводом занимался грузоперевозками.
«Данный свидетель участвовал в торгах завода, мы хотим его допросить по процедуре, как договора заключались», - пояснил Ермаков.
Иванов рассказал, что с 2016 года он работает с консервным заводом, о котором узнал с сайта госзакупок, где ФГУП размещал информацию о контрактах. Отсрочка по контрактам также производилась в течение установленных 120 дней. Отношения завода с его ИП ухудшились с 2017 года, когда прекратились оплаты по контракту.
«До этого все было более-менее нормально. Деньги поступали исправно, глобальных проблем не было», - сказал Иванов.
Как и предыдущий свидетель, он сказал, что после ареста Беликова условия в договорах завода не поменялись.
После его выступления защитники заявили, что в понедельник обвиняемые начнут давать показания.
После процесса адвокат Елена Левина рассказала «Четвертой Власти», что сегодня защита завершила представление доказательств.
«Сегодня вы видели показания двух реальных поставщиков, причем один из них раньше на следствии допрашивался, но в число свидетелей не попал. Нетрудно догадаться, по какой причине. Не укладываются их показания в то, в чем обвиняют (подзащитных - ред.) Им вменяют, что для них были эксклюзивные условия, что 120 дней отсрочки как бы закрывали движение и заключение контрактов для других людей», - пояснила адвокат.
По ее словам, выступившие сегодня свидетели также контактировали с ФГУП «Консервный завод» на таких же условиях, что и, например, ООО «Мастер Кондитер». Для всех действовали 120 дней отсрочки, те же коммерческие предложения, компании точно также в электронном виде узнавали информацию, заявлялись, предлагали себя как одного из поставщиков и выигрывали тендер.
«То есть так, как положено по закону. Как делали и те же люди, что сидят на скамье подсудимых. И самое главное, обратите внимание: при директоре завода Павле Беликове выплачивались деньги, исполнялись контракты, не было никаких проблем. В мае задерживают Беликова, потом Сафонова, и начались невыплаты, споры, мягко говоря, скандалы, а потом обращения в суд», - отметила она.
Левина подчеркнула, что поставщики услуг, по сути, кредитовали завод.
«Перевозчик Иванов сказал, что если 120 дней отсрочки, то цена будет выше, потому что риски я беру на себя. Я практически в кредит это поставляю. Если предоплата - цена будет меньше. То есть то же самое, что говорят наши подсудимые. Они тоже объясняли: риски мы берем на себя, мы, по сути дела, кредитовали ФГУП «Консервный завод», предоставляя возможность бесплатно получить составляющую, произвести маргарин, потом его продать, получить деньги и расплачиваться с нами. И я лишний раз говорю, что это те самые гражданско-правовые отношения, за которые сейчас, мягко говоря, пытаются привлечь к ответственности. И я считаю, что это неправильно. Но поживем - увидим. Я надеюсь, суд разберется», - заключила защитница.
Напомним, Павла Беликова обвиняют по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество). Генпрокуратура полагает, что в 2015-2016 годах он заключил договор с аффилированными лицами на поставку для нужд ФСИН маргарина и жира на сумму 270 млн рублей. По версии ведомства, эта сумма была сильно завышена.