«Волгадортранс» СГТУ: когда строительный контроль не формальность

Как ведется строительный контроль в Саратове, узнал корреспондент «Четвертой Власти» во время инспекционной поездки по дворам Заводского района

11:22, 1 августа 2018

В Саратовской области полным ходом идут работы по ремонту дворовых территорий. Везде они идут по-разному, где-то нарушаются условия контракта, в других дворах неправильно устанавливают бордюры, в третьих использовали некачественный асфальт. Причин этому много, но, в первую очередь, бросается в глаза низкая квалификация работников, проводящих ремонт, отсутствие у них даже малейших представлений о дорожных работах. Обучением персонала занимаются в основном крупные организации, между тем во дворах обычно работают мелкие субподрядчики, чьи бригады не имеют исчерпывающих знаний в области проводимых работ. Тут-то и выходит на первый план уровень организации, проводящей строительный контроль, поскольку помимо проведения замеров, испытаний, проверки документации им приходится быть учителями и чуть ли не за руку водить своих подопечных на каждом этапе ремонта. К сожалению, такой контроль ведется не везде, и на выходе мы получаем бракованные дворы, папки с уголовными делами или судебные разбирательства.

Как ведется строительный контроль в Саратове, узнал корреспондент «Четвертой Власти» во время инспекционной поездки по дворам Заводского района областного центра с представителями поволжского учебно-исследовательского центра «Волгодортранс» СГТУ во главе с его директором Сергеем Андроновым.

В настоящее время эта организация по контракту с городской администрацией ведет строительный контроль за ремонтом дворовых территорий, на которых проводятся работы в рамках программы «Формирование современной городской среды муниципального образования «Город Саратов». Целью нашей поездки была проверка качества выполнения работ подрядными организациями. Напомним, в этом году в планах у чиновников отремонтировать 55 дворов у 112 многоквартирных домов на сумму более 222 млн рублей.

***

Сначала мы приехали в недавно отремонтированный двор у дома №8 на улице Верхоянской. Работы здесь недавно были завершены, поэтому сегодня специалисты  «Волгодортранса» проводили осмотр приведенной в порядок территории и делали уточняющие замеры. Двор общей площадью 1500 кв.м ремонтировала организация «Управление механизации-24» (УМ-24), которая выступала субподрядчиком.

Стоит отметить, что с утра прошел дождь, небо было пасмурным. Однако корреспондента заверили, что такая погода работе экспертов не помеха. Наоборот, оставшиеся на асфальте лужи еще нагляднее позволят увидеть проступившие дефекты.

Сначала сотрудники дорожной лаборатории проверили состояние бортового камня (ровность укладки) в этом дворе. Они отметили, что он установлен ровно, недочетов нет. Директор ПУИЦ «Волгодортранс» Сергей Андронов рассказал журналисту, что незначительные замечания по этому виду работ к дорожникам все же были, но те их учли и исправили недочеты.

Главной же претензией по этому двору было несоответствие марки применяемого щебня (400) техническому заданию (по которому марка должна была быть не ниже 600).

«Было сделано замечание подрядной организации, щебень отсюда вывезли в полном объеме и заменили на качественный, тот, который условиям контракта соответствует. Потом мы перепроверили это вновь, и далее было уложено асфальтовое покрытие», - вспоминает Сергей Андронов.

Директор научного центра обратил внимание журналиста, что во дворе все люки выведены вровень с дорожным покрытием.

«Ровность дворовой территории отличная. Можно наблюдать, что ни одной лужи здесь нет», - сказал Андронов. Он отметил, что новое покрытие удачно примкнуло к старому у подъездных групп и в соседнем дворе дома №19а по улице Азина. Андронов уточнил, что этот двор ремонтировался 2 года назад, и сопоставил итоги работ в обоих дворах при помощи луж.

«Вот лужа, - указал он на двор по Азина, где наблюдалась заполненная водой просадка асфальта, - и взгляните на двор на Верхоянской. Даже сопоставляя размер луж, становится ясным, что дисциплина подрядчиков и качество работ в целом растут при ответственном строительном контроле. На Верхоянской луж нет».

После этого сотрудники «Волгадортранса» замерили плотность асфальтобетонного покрытия в обновленном дворе электромагнитным плотномером. Результаты показали соответствие нормативам. Место, где ранее отбиралась проба для испытания асфальта, оказалось аккуратно заделано, что говорит уже о культуре самой проверяющей организации.   Специалисты остались довольны увиденным.

***

Следующим на нашем маршруте стал двор, объединяющий дома №49 и 51 по Ново-астраханскому шоссе. Общая площадь ремонтируемого участка составляет 5 500 кв.м. Работы шли здесь полным ходом, и у журналиста была возможность увидеть, как происходят их оценка и приемка. Еще по дороге на объект Андронов напомнил журналисту, что основной проблемой в этом дворе является неправильная установка бортового камня. Эксперт уточнил, что на непрочный материал бетонных замков обратили внимание инспекторы общественного проекта «Дорожный контроль» и сообщили об этом осуществляющей строительный контроль организации. Ученые выяснили, что 30% бордюра было установлено не на подготовленное по технологии бетонное основание, а на бетон, который долго лежал и засох. Таким образом, основание и замки оказались непрочными. Бортовой камень стоял неправильно и неустойчиво. Специалисты «Волгодортранса» вынесли предписание, чтобы подрядчик исправил недоработку. К сегодняшнему визиту работы частично уже переделали. Помимо этого сотрудники дорожной лаборатории намеревались проверить качество укладки щебня во дворе.

 «От плотности щебенки зависит, насколько долговечным будет асфальтовое покрытие. Это фундамент для асфальта. От того, насколько щебень качественно уложен, уплотнен, насколько сам по себе он будет прочным, будет зависеть и долговечность асфальтобетонного покрытия. Поэтому мы контролируем все стадии», - пояснил Сергей Андронов.

Находившиеся во дворе рабочие пояснили, что до этого несколько дней шли дожди, и они не вели ремонт. Сегодня они якобы не планировали приступать к работе, однако, как выяснилось, все же решили собраться.

Андронов сделал замечание дорожникам, что они находятся на строительной площадке без спецодежды, и поинтересовался, ведется ли журнал производства работ. На что получил утвердительный ответ. Правда, кто именно это делает, работники не знали.

Когда специалисты дорожной лаборатории проверили уплотнение щебеночного основания, оно оказалось очень слабым.

 «А как вы определяете, сколько проходов катка нужно сделать?» - поинтересовался эксперт у рабочих. Те ответили, что у них есть специалист, который «контролирует все это».

 «Вот когда под валец катка бросите щебень, и он под вальцом раздробится, значит, достаточно», - объяснил ученый.

Он добавил, что уже сегодня подрядная организация получит предписание из-за обнаруженных недостатков укладки щебеночного основания (поскольку оно не выровнено и должным образом не уплотнено).

Затем проверяющие с помощью склерометра выяснили, что прочность бортового камня отвечает нормативам. Часть неправильно установленных бордюров уже переставили, однако выяснилось, что теперь на некоторых участках они завалены в сторону зеленой зоны.

«Бордюр хороший, но ставите вы его плохо. Одна надежда - что вы недостатки устраните», - подытожили проверяющие.

 «Устраним, 100%», - отреагировали строители.

Невысокой оказалась и плотность грунта в парковочных карманах, которые еще не были отсыпаны щебнем. Поскольку коэффициент уплотнения грунтового основания нормативам не соответствовал, подрядчик и за это получит предписание и рекомендации.

«Необходимо выполнить качественное уплотнение основания и очень хорошо установить бортовой камень, потому что обычный легковой автомобиль, когда задевает бордюр колесами, в сущности ничего не происходит. Когда его задевает мусоровоз, камень ломается, его вырывает из бетона. Если не уделить этому внимания сейчас, пока ведется строительство, потом будет уже поздно.  Мы в этом убедились ранее, когда совместно с общественным советом «Единой России» проводили мониторинг дворовых территорий. Это уже можно назвать опытом Саратова. Мы на 100% уже знаем, что мусоровоз там будет, и нужно к этому готовиться заранее», - сказал Андронов.

Проверяющие заверили, что подрядчик получит разрешение укладывать асфальтобетонный слой во дворе только после того, как будет принято щебеночное основание и учтены все замечания.

 ***

В «Волгодортрансе» отмечают, что за последние полтора года у подрядных организаций, ведущих работы на саратовских улицах и дворах, выросло качество ремонта и ответственность. Представители подрядных и субподрядных организаций практически в ежедневном режиме взаимодействуют с исследовательским центром, задают интересующие вопросы, проверяют свойства применяемых материалов, советуются и исправляют недоработки. Исполнители работ в Саратове разные: от крупных компаний со своим автопарком и многолетним опытом до тех, у кого техника находится в аренде и кто только начинает делать «первые шаги». С одной стороны, последние, признают ученые, представляют слабое звено, но, с другой, именно эти компании не стесняются обращаться за консультациями и ликбезом.

 Специалисты исследовательского центра в своей работе нацелены не только получить от подрядчика качественный результат, но и выстроить с ним диалог. У каждой дорожной организации есть контактные телефоны, по которым они всегда могут обратиться в исследовательский центр. Зачастую перед тем, как начать делать какую-то работу, если есть сомнения в качестве материалов, эксперты рекомендуют привозить их в лабораторию. Это позволит оперативно провести необходимые замеры и избежать возможного исправления работ и дополнительных финансовых затрат у исполнителей.

 «Считается, что лишний раз лучше проверить, проконсультироваться, чтобы не допустить в дальнейшем каких-то неблагоприятных последствий в виде того, что дворовая территория не будет принята в эксплуатацию и что-то придется переделывать. Дорожники стали более сознательными. Профессионализма прибавилось. Раньше такого не было. Сейчас каждый день кто-то звонит, советуется. Пришли к тому, что лучше делать так, как положено. А на свой страх и риск - это дорого обходится», - заключил Андронов.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

Волгодортранс СГТУ, дорожный контроль, сергей андронов, верхоянская, азина