Пенсионная реформа должна проводиться вместе с защитой предпенсионеров
09:04, 3 июля 2018
В России обостряется дискуссия о пенсионной реформе. 80, 90 и более процентов людей, в зависимости от разных соцопросов, высказываются против увеличения пенсионного возраста. Но федеральное правительство упорно стоит на своем и внесло в Госдуму соответствующий законопроект. В эти дни он изучается региональными заксобраниями, которые должны дать свое заключение. В рамках этой дискуссии «Четвертая Власть» вносит свои предложения к обсуждению проблемы.
То, что пенсионная реформа по увеличению пенсионного возраста и размера пенсий назрела, с этим здравомыслящие люди вряд ли поспорят. Феномен 1:1 (1 пенсионер на 1 официально работающего) убийственен для демографии и экономики. Рано или поздно – это как-то нужно решать. Но какой должна быть реформа? Здесь скоропалительных решений, непроработанных законопроектов быть не должно. Иначе это грозит большим социальным взрывом и народными волнениями, которые могут снести федеральное правительство.
Ключевой нерешенный вопрос всей пенсионной затеи: Как государство поступит с гражданами предпенсионного возраста?
В пояснительной записке к федеральному законопроекту «О внесении изменений в назначение и выплату пенсий» сказано, что 30% пенсионеров продолжают работать. Но не сказано, что это преимущественно люди, которые работают на малых зарплатах, на полставки. Это вахтеры, консьержки, кассиры и тому подобные.
Но это только 30%. А что с остальными 70%? Они не хотят / не могут / им негде работать. Что делать с ними?
Не секрет, и многие бизнесмены и директора если не откровенно, то внутри себя думают – а зачем мне работники предпенсионного возраста? Они плохо соображают, физически слабы, болезнены – производительность труда их низкая. Поэтому таких людей зачастую не берут на работу, выдавливают, сокращают. Это мы говорим о людях старше 50 лет. А что будут делать работодатели с теми, кто старше 60 лет, кто должен по приговору пенсионной реформы работать еще 5/8 лет? Это проблема, переходящая в трудовой конфликт, далее – в социальное напряжение всероссийского масштаба.
Для предотвращения этот грозящей опасности, заложенной в данный законопроект, необходимо, чтобы Госдума его рассматривала пакетом с законопроектами, которые бы гарантировали работу или компенсировали отсутствие ее для лиц предпенсионного возраста.
Это может быть:
1) введение квот на рабочие места наподобие тех, что у инвалидов,
2) поправки в Трудовой кодекс – где усложнить процедуру увольнения людей предпенсионого возраста (скажем, старше 55 лет),
3) увеличение выплаты пособий по безработице (скажем, за первый год безработицы – размер последней зарплаты; далее – размер минимальной пенсии на тот момент),
4) создание федеральной программы по занятости людей предпенсионного возраста.
Эти вопросы нужно решать сейчас вкупе с пенсионной реформой, чтобы успокоить граждан и чтобы потом их не обманули при последующем рассмотрении этих вопросов.
Вытекающий отсюда вопрос: откуда взять деньги на эти задачи? Их можно найти, если будет принят пакет законопроектов, ущемляющих финансовое состояние богатых и олигархию. Если уж федеральная власть решила утяжелить жизнь самых обездоленных – предпенсионеров, то правительство должно пойти на принятие социально справедливых, социально-государственных решений.
Первым таким законом может стать – закон «О прогрессивном подоходном налоге». Он уже многие годы лежит в Госдуме. Есть разные законодательные инициативы – от КПРФ, «Справедливой России» и др. В апреле 2018 г. законопроект рассматривался в комитете по бюджету и налогам ГД, но не прошел. В очередной раз депутаты не решились забирать с доходов богатых больший процент, чем с бедняков и середняков. Весной еще не был внесен законопроект о повышении пенсионного возраста, потому политическая конъюнктура была иной. Может быть, теперь возникнет иная политическая воля и «Единая Россия» внесет свой вариант прогрессивной ставки НДФЛ?
Другая группа законов, требующая принятия и внесения изменений в действующие законы, – это деофшоризация. Речь идет о запрете увода капиталов в офшоры и введение санкций за эти операции. Вроде как такой закон есть — № 376-ФЗ о налогообложении контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных компаний, принятый в 2014 г. (с поправками 2015 и 2016 годов). Основные требования закона: полученная резидентами РФ в офшорах прибыль должна облагаться российскими налогами; обязанность российских налогоплательщиков по информированию налоговиков о факте участия в зарубежных компаниях. Есть еще деофшоризационные нормативные акты.
Но этот закон и сопутствующие акты даже в минимальной мере не действуют. Там множество лазеек, позволяющие уводить от налогообложения капиталы, о чем красноречиво свидетельствует статистика. За первые четыре месяца 2018 г. из России вывели 21 млрд долларов. Это больше, чем прогнозировал Центробанк. Сам Банк России создает лазейки для увода капиталов. Так, он из своего «черного списка» офшорных зон исключил в 2013 году Кипр, в 2015 – Мальту, в 2018 – Британские Виргинские острова. Т.е. это три страны, куда преимущественно и уплывают из России в офшоры деньги.
Никаких радикальных мер по контролю и наказанию офшорников ни Центробанк, ни фискальные органы не вводят. В результате крупные бизнесмены выводят прибыль, не желают вкладывать деньги в российскую экономику и платить в своей стране налоги.
Либерально-финансовый блок правительства, напротив, устраивает олигархам-офшорникам санации, выделяет им государственные деньги, субсидирует их. Это происходит под прикрытием того, что они попали под санкции США и им нужна помощь. Так, в настоящее время оказывается помощь компании «Ренова». Рассматриваются варианты санации «Русала», который набрал кредитов почти на 8 млрд долларов. И список государственной помощи «обездоленным» можно продолжать. Центробанк помогает своими средствами в многомиллиардных масштабах крупным банкам, которые якобы попали под санкции, но при этом полностью покорны воли МВФ и ФРС США, например, не желают открывать офисы в Крыму или уклоняются от кредитования российских промышленных предприятий, действительно попавших под санкции.
Вообще ликвидация компрадорской финансовой политики ЦБ и кучки ведущих банков является важной государственной задачей для сохранения экономической безопасности и выживания страны. Но тут правительство молчит. Олигархат, работающий на глобалистские структуры и ТНК, банки с их проамериканской политикой, офшорные компании находятся под мощным прикрытием либерально-финансового блока правительства. А вот социальный блок не смог защитить трудовой класс и согласился на пенсионную реформу.
Да, пенсионную реформу нужно делать, но не либеральными, а государственными подходами. Не в ущерб, а для народа, а ущемлять супербогатеев, которые занимают негосударственную, непатриотическую позицию. Тогда и размер пенсии будет высок, и уровень доходов предпенсионеров станет безбеден, и учреждения здравоохранения будут работать так, что средняя продолжительность жизни быстро повысится.
Несмотря на то, что законопроект по увеличению пенсионного возраста и размера пенсий жестко сейчас продавливается федеральными властями, правительству придется пойти на уступки, а Госдуме принять его с поправками, учитывающими социально-государственную ориентированность этой темы.
Редакция «Четвертой Власти»