Вячеслав Володин впервые после своего нового назначения руководителем аппарата правительства Путина посетил 6 ноября малую родину. Самым примечательным в ходе визита в Саратов стало его участие в программе ГТРК «Три вопроса по существу», придуманную специально под него еще месяц назад. Это была третья и последняя передача. А самым примечательным событием эта программа стала потому, что Володин ответил в эфире на главный вопрос, который в последнее время волнует саратовскую элиту: о политической войне, которую ведет депутат и бизнесмен Сергей Курихин с главой Саратова Олегом Грищенко. Не смотря на расплывчатость формулировок и дипломатичный стиль, Володин дал элите несколько ясных посылов, которые показывают его позицию по данной ситуации. И ее никак нельзя назвать поддержкой Олега Грищенко.
Выкормыш и родоначальники
Но к этой теме Володина подвели постепенно. Ведущий (специалист по разводкам) Сергей Утц, сперва начал допрашивать своего собеседника, почему никак не могут найти общий язык и поладить Павел Ипатов и Олег Грищенко. И тут вице-премьер приоткрыл тайну о том, как Грищенко стал главой города. Перед выборами гордумы состоялась встреча узкой группы лиц, в которой принимали участие заместитель полпреда в ПФО, Володин, губернатор и некий руководитель федеральной структуры. На ней последний предложил на пост главы Саратова Олега Грищенко. При этом Ипатов тут же поспешил заявить, что за эту кандидатуру он двумя руками «за». Имя «руководителя федеральной структуры» мы, в отличие от Володина, скрывать не станем – это бывший прокурор области Анатолий Бондар. Именно он протолкнул Грищенко во власть и считается его политическим опекуном.
Таким образом, Володин сразу же дал понять, что не он его выдвигал. И при этом четко обозначил того, кто за главу города должен нести ответственность: это тот, кто поддержал решение о назначении.
Это был откровенный посыл как к Грищенко, так и к Ипатову – вы, ребята, сами с собой разбирайтесь и меня в свои дрязги не втягивайте, «выстраивайте между собой отношения, чтобы они шли на пользу людям, чтобы город развивался, был чище». При этом на словах Володин сделал комплимент Грищенко: «Глава города работает, у него создана эффективная команда». Но понятно, что комплимент не значит, что человек, говорящий его, так думает на самом деле. Дипломатическую лесть, часто используют политики, чтобы отвести подозрения от своих истинных намерений и взглядов. А Володин ушлый политик. Тем более что у вождя саратовских едроссов нет никаких причин поддерживать Грищенко, чью кандидатуру, как он сам признался, не предлагал. А предлагал ее Анатолий Бондар и всеми руками поддержал Павел Ипатов. Оба, как известно, теневые соперники Володина за власть в Саратовской губернии и недоброжелатели его. Бондар в свое время желал стать губернатором области вместо Дмитрия Аяцкова и интриговал против Володина. Но начальником губернии стал Ипатов, опять же без желания на то вице-спикера. К тому же всем памятно, ким образом Грищенко вскоре после избрания повел себя в отношении «Единой России». Прагматичный политик не может забыть предательства в свой адрес.
Володин отрешился от Грищенко в изысканной манере. И не случайно все было сделан именно так. Как мне удалось выяснить, передача была заранее режиссирована (вероятно, самим гостем), так что ни один ее участник, ни один вопрос, даже порядок, в котором задавались вопросы, не были случайными. Сперва Володина «вынудили» дать оценку отношениям Ипатова с Грищенко, где он четко обозначил свою позицию, затем был задан вопрос про войну Курихина с главой города. Даже журналист, задававший его, был не случаен. На эту роль выбрали Алексея Колобродова – ныне ведущего политического комментатора из медиа-пула Грищенко. Зная о том, что Алексей прошел не простой путь взаимоотношений с Володиным, который в конце концов закончился идеологическим разводом и исключением успешного публициста из партии, понимаешь, что фигура Колобродова похожа на его нового патрона Грищенко, соответственно, в этом преломлении у Володина ассоциируется и заданный вопрос. По всей видимости, саратовского Соломона давно просили заинтересованные лица высказать свою позицию по войне двух саратовских политиков. И он выбрал вот такой вариант: сперва я скажу, что меня связывает с Грищенко, потом вопрос задаст его представитель, а ответ ему будет соотноситься со сказанным выше.
Все в саратовской элите знают, что Володин великий комбинатор и в важных моментах все не просто так делает и говорит. Поэтому ответ на главный вопрос следует трактовать из оценок, данных в ответе на предшествующий вопрос.
Держи удар!
Итак, что же сказал Володин об информационно-политической войне в Саратове? Он сказал следующее: «Когда я много лет назад говорил, что нельзя, чтобы ФПГ управляли властными структурами, тем более совмещали властные полномочия. Меня не слышали и, более того, с радостью улюлюкали. И все повторяется… Ведь все то, что было против меня, это были заказы ФПГ, которые претендовали на власть и не хотели, чтобы о них говорили правду о том, что они делали. Мы помним, как собственность раздавалась направо и налево. И за счет этого многие обогатились».
Кого имел в виду наш именитый земляк? Из ранее данных им оценок – очевидно: финансово-промышленную группу «СПЗ», которая завладела СПГЭС и др. городскими структурами, перенеся свой бизнес из проданного завода в городское хозяйство, где кормится за счет средств бюджета и горожан. А сам лидер этой ФПГ совмещает властные полномочия. Когда в 2006 г. Грищенко вступил в заговор с другими финансовыми группами и совершил в городе переворот, сделав из партии власти оппозицию, Володин тогда говорил о недопустимости того, чтобы ФПГ захватывали властные структуры. Но его не послушали, и Грищенко какое-то время был в городе самым главным, пока его «Единая Россия» не оттеснила, выбрав нового главу администрации. И все, как видим, опять повторяется, о чем и говорит Володин.
Это не Курихин тогда захватывал власть, тогда он вообще был не у дел. Он даже не пытается ее захватить сейчас. Это видно по тому, что не выставил ни себя, ни одного своего кандидата на выборы в гордуму, и, как мне известно, не собирается никого выставлять. А это единственный способ взять власть в городе. И это знает вождь.
Следом Володин дает Грищенко еще один важный посыл, которым отстраняется от него: «Если та информация (которая обнародуется в информационной войне – авт.) не соответствует действительности, нужно обращаться в суд. Другого выхода в этой ситуации нет. Это тупик, который разрушителен». То есть Володин отказался поддерживать главу города и отправил его в суд. Это один и ключевых моментов. Грищенко предъявлены прессой действительно уничижительные обвинения в коррупционной деятельности тех структур, которые ему аффилированы, причем на основе опубликованных документов: это и деятельность СПГЭС, и непомерная аренда 12-й больницей помещения, которое принадлежит фирме «Парацельс», это ремонт дорог и социальных объектов города без проведения конкурсов и аукционов, это и провал в земельной и градостроительной политике и много чего еще, о чем писали СМИ. Но Грищенко не спешит идти в суд, поскольку понимает, что рискует проиграть, и даже его высокие судейские связи не смогут ему помочь. А если те факты, которые он опровергает, будут доказаны в суде, вердикт будет политически убийственный для него. А если не подавать – значит, все написанное правда. Так можно трактовать мысль Володина, который не оставляет маневра и выбора Олегу Васильевичу. «Нужно держать удар», - заключает саратовский архистратиг: иди и бейся, а по итогам схватки мы рассудим, оставаться тебе в должности или нет.
Политический рефери
И на этом вице-премьер не делает точку, скорее многоточие, отсылая интересующихся конфликтом к секретарю регионального политсовета «Единой России»: «Пригласите Радаева и спросите, почему один единоросс так, а другой эдак. А комментировать это в рамках моей должности было бы с моей стороны не вполне корректно». То есть Володин перекладывает ответственность быть политическим судией на формального партийного лидера. А Радаев поступит так, как подскажет ему совесть. Совесть человека, который им всецело повелевает.
От себя же Володин отправил борющимся сторонам единственный открытый призыв: нельзя работать на конфликте, нужно заканчивать распри и раздрай, надо консолидироваться. Все должно решаться переговорами на площадке партии. Но Курихин занял жесткую позицию и не намерен идти на уступки и компромиссы. Это как с оккупантами – с ними не ведут переговоры, их изгоняют до полной их капитуляции. Оккупированным в данном случае можно рассматривать Саратов.
Поэтому Володин не хочет заступаться за Грищенко. Грубо говоря, он слил его. Для этого у него свои мотивы: предавший однажды, предаст и дважды.
Скоро!
Какие бы теперь Грищенко не делал восторженные заявления о том, что его поддержал Володин, какие бы комментарии не давали его политобозреватели, они будут восприниматься как попытка представить желаемое за действительное. Володин дал установки для нескольких человек, которые в теме, о том, что он думает на самом деле. И они его правильно поняли. А то, как это будут преподносить в медиа-пуле Грищенко, это для самооправдания перед профанами, которые не знают подводных течений.
Впрочем, время и история рассудит, кто прав. И это время наступит скоро, и в нем для Грищенко ничего не светит. Потому что мы вскоре увидим, что действительно имел в виду Володин и какие выводы из этой войны он сделает.