Дороги без дураков. «Волгадортранс» СГТУ учит правильно строить современные дороги

Помочь ликвидировать пробел в знаниях и повысить компетентность дорожных рабочих и их руководителей призвано современное направление подготовки в Поволжском учебно-исследовательском центре «Волгодортранс» СГТУ

10:24, 20 июня 2018

За последние несколько лет в Саратовский государственный технический университет имени Юрия Гагарина значительно увеличился поток слушателей по программам дополнительного профессионального образования в сфере дорожного строительства. Ученые вуза связывают это с ростом объема дорожных работ и стремлением большинства подрядных организаций соответствовать современным требованиям к профессии. Не секрет, что сегодня большинство компаний применяют на практике технологии, разработанные еще в 60-х годах прошлого века, в то время как отрасль и стандарты шагнули далеко вперед, и теперь без квалифицированных кадров выполнить качественно дорожные работы попросту невозможно.

Саратовская область не служит исключением, и у нас также  нередки случаи, когда на рынок приходят компании, в которых руководители и исполнители не имеют профильного профессионального образования. В отдельных случаях доходит до того, что ответственные за строительный контроль лица не обладают даже элементарными знаниями, например, при какой температуре укладывается асфальтобетон.

Это выливается в огромное количество дефектов на ремонтируемых дорогах, тротуарах, дворах, за что подрядчиков критикуют не только рядовые жители. В конце апреля губернатор Валерий Радаев выразил крайнее недовольство по поводу качества и низкого темпа ремонта целого ряда улиц областного центра и дал распоряжение чиновникам администрации разобраться с этой проблемой.

Помочь ликвидировать пробел в знаниях и повысить компетентность дорожных рабочих и их руководителей призвано современное направление подготовки в Поволжском учебно-исследовательском центре «Волгодортранс» СГТУ. На сегодняшний день это единственное государственное учебное заведение, которое занимается повышением квалификации и подготовкой кадров дорожной отрасли. Курсы появились в 2014 году, за это время за совершенствованием и получением профессиональных знаний в вуз обратились руководители и сотрудники дорожных компаний не только нашего региона, но и со всей России и даже ближнего Зарубежья.

К примеру, каждый год в СГТУ приезжает 50-60 слушателей-казахов. Если у руководителей подрядных организаций соседнего государства есть базовое образование, то прорабы, операторы, машинисты даже таких знаний не имеют. Дорожники из Казахстана приезжают в саратовский вуз не только из-за одинаковых с российскими стандартов Таможенного Союза, но и в связи с планирующимся строительством транспортной магистрали «Шелковый путь» (из Шанхая в Гамбург), которая пройдет через Россию и Казахстан, работы на ней будут строжайше контролироваться.

Ежегодно в Политехе проходят дополнительную подготовку порядка 400 человек. Значительное число российских слушателей связано с введением профессиональных стандартов. По ним у всех руководителей подрядных дорожных организаций должно быть базовое профильное образование, и те, кто его не имеет, обязаны платить штрафы.

Сроки обучения в зависимости от выбранного курса разные - от 2 недель до нескольких месяцев. Слушатели осваивают образовательную программу, получают новую компетенцию и затем работают по профилю. Выпускники постигают, к примеру, такие специальности, как машинист катка, машинист асфальтоукладчика, оператор асфальтобетонного завода, лаборант по испытанию дорожно-строительных материалов, специалист по строительному контролю и другие.

«В учебном направлении мы уделяем большое внимание практике. Большой объем учебных часов проходит в лаборатории, либо непосредственно за пультом дорожно-строительного оборудования. И техника, и лаборатория размещаются на базе технического университета», - пояснил директор ПУИЦ «Волгодортранс» Сергей Андронов.

Чтобы стать водителем асфальтоукладчика, слушателю придется на практике научиться управлять дорожной техникой. Он будет проходить обучение на специальном полигоне под присмотром опытного наставника, который расскажет и проследит, чтобы он правильно управлял машиной и знал, за что какой прибор отвечает. Будущий оператор асфальтобетонного завода будет проходить практику на реальном заводе. Помимо наглядного обучения курсы для этих специальностей предполагают посещение лекций. Правда, теоретическая часть составляет в таких случаях только 20% учебного времени.

Одно из наиболее востребованных направлений образовательной программы - контроль качества дорожно-строительных материалов. Ежегодно университет выпускает порядка 150 дорожников-лаборантов. Все они работают в дорожных лабораториях, проверяя качество асфальтобетона. Другой популярной программой является проектирование, строительство и эксплуатация автодорог. По ней учатся в основном проектировщики, которые в дальнейшем назначают виды ремонтных работ на дорогах.

«Здесь нужно говорить в первую очередь скорее даже о личной ответственности:  те, кто любят свою работу и готовы держать марку, стремятся к самосовершенствованию», - считает Сергей Андронов.

К примеру, сотрудники всех генеральных подрядчиков Саратовской области, среди которых такие организации, как ООО «Автотрасса», ООО «Викинг - А.Ю.», ООО «Волгадорстрой», ООО «Оптима» получали дополнительное образование в политехническом университете.

Стоит отметить, что «Волгодортанс» СГТУ неоднократно становился призером и лауреатом премии за подготовку кадров по версии ассоциации подрядных организаций дорожной отрасли АСПОР. Это и неудивительно - специалисты центра являются соавторами нормативных документов и законов, которые потом доходчиво доносят до слушателей курсов. Педагогические кадры исследовательского центра обладают высокой квалификацией - это доктора и профессора транспортной отрасли.

Слушатели курсов в Политехническом университете получают удостоверение государственного образца и востребованы на рынке труда.

Получение дополнительного профобразования повышает вес потенциальных работников в глазах работодателей, которые нуждаются в специалистах своего дела. А профессиональные кадры являются для своих организаций большим подспорьем в борьбе за качество работ.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

«Волгадортранс», СГТУ, ремонт дорог