Увольнение директора Старого ТЮЗа Никоновой стало следствием провокации
09:06, 21 марта 2018
В понедельник, 19 марта директор «Детского театрально-концертного учреждения» («Старый ТЮЗ») Татьяна Никонова написала заявление об увольнении. Оно министром культуры области было тут же принято. Причиной отставки, судя по всему, явилась грубая провокация со стороны нескольких служащих этого театра. Три бухгалтера обвинили Никонову в том, что она якобы общалась с ними в грубой форме, после чего им стало плохо. Они вызвали «скорую», легли в больницу с диагнозом «гипертония».
На самом деле, во-первых, Никоновой в это время не было в театре, что подтверждает она сама в объяснительной записке министру и на это есть свидетели. Во-вторых, как сообщают свидетели, «болезные» живенько запрыгивали в машину «Скорой помощи», а одна из них даже несколько раз бегала туда-обратно, подгоняя своих сослуживцев.
По имеющейся информации, за этой провокацией могло стоять руководство министерства культуры и кто-то в правительстве области. Косвенно это подтверждается тем, что через один информресурс оперативно сливались документы, которые были в распоряжении только минкульта, и происходящие в театре акции, связанные с конфликтом.
Дело в том, что Никонова не вписывалась в систему, устроенную министром Татьяной Гараниной, о чем будет сказано подробнее в конце публикации. Кроме того, Никонова планировала уволить часть бухгалтеров театра. К работе бухгалтерии были большие претензии. Причем не только у директора, но и режиссеры говорили «Четвертой Власти», что не было четкой отлаженной работы бухгалтерии, на нее жаловались даже родители.
Ранее Никонова уволила некоторых технических работников театра, принятых до нее, после того, как в учреждении вскрылись нарушения, в том числе и в результате проведенной проверки капитального ремонта.
Директор решила больше не участвовать в организованной травле и подала в отставку. По имеющейся информации, с Никоновой намерена уйти группа ведущих сотрудников старого ТЮЗа и творческих студий.
И.о. директора назначена Аксенова, замдиректора по административной части, которая, очевидно, с радостью будет утверждена Гараниной.
***
Во вторник в театр нагрянули с проверкой аудиторы областной Счетной палаты и сотрудники ОЭБ ГУ МВД. У Счетной палаты плановая проверка. Полицейские приехали, как сообщает источник «4В», после заявления одной из «потерпевших», которая сегодня вышла на работу, о том, что в бухгалтерии пропали ведомости по зарплате. Никонова сообщила «4В», что она не боится проверок, так как у нее с финансами всё в порядке. Вопросы к бухгалтерии — почему у них якобы пропали документы.
***
«Четвертая Власть» поговорила с сотрудниками театра и спросила, как они оценивают деятельность Никоновой, состояние театра и причину скандала.
Алексей Голицын, замдиректора по творческой части:
«Никонова, когда пришла в театр, в нем ничего не могло измениться, потому что театра не было. Никонова этот театр сделала с нуля. Это ее заслуга в том, что сейчас там идут спектакли, что там сейчас занимаются дети. Мы умудрились за срок меньше года поставить 5 премьерных спектаклей. Когда вы приходите в голые стены и вам нужно приглашать в них зрителей, работа требуется адская. Все приходилось создавать с нуля, продумывать все, начиная с материальной базы, кончая приглашением артистов и режиссеров, педагогов. Все это сделала Никонова.
Этот скандал на самом деле является провокацией, направленной на дискредитацию руководства старого ТЮЗа. Те люди, которые демонстративно устроили себе эпидемию повышенного давления и погрузились в скорую помощь, прекрасно знали, что смысл их поведения в том, чтобы бросить тень на Никонову. Так как в театре работают 90 человек, ни одно событие там не может произойти тайно. Ни одного свидетеля грубого обращения с подчиненными Никоновой нет, в момент вызова скорой помощи весь театр лицезрел этот цирк. На самом деле Никоновой не было в стенах учреждения. В этот момент она находилась на деловой встрече, физически она не могла присутствовать в театре».
Елизавета Алякина, актриса:
«Татьяна Никонова – это единственный человек, который был заинтересован, чтобы это место, которое ныне называется детское театрально-концертное учреждение, имело статус профессионального театра и было достойного уровня. Я удивлена и расстроена ее отставкой. У нас было много планов впереди, спектаклей грандиозных, все это обсуждалось. Но теперь, конечно же, они все сорвались.
При скандале я не присутствовала, но, насколько мне известно, Татьяны Владимировны не было в это время в здании, начали падать в обморок без ее присутствия».
Юрий Кудинов, руководитель студии, режиссер
«Я был приглашен в театр практически с самого появления Татьяны Владимировны. Мы вместе обдумывали варианты развития этого учреждения. Осенью мы набрали студию. К этому времени Алексей Чернышев (главный режиссер театра, — прим. ред.) уже возобновил свои спектакли и было все направление, которое мы обозначили по зиме – это детские студии различных направлений от самых маленьких детей до подростков и юношей. Это была моя идея, мне хотелось заниматься с детьми и взрослыми. Мы сделали два спектакля. Последний спектакль – «Ах, Андерсен!» – практически готов, находится на стадии готовых костюмов, но судьба его теперь не известна. С приходом Татьяны на полном пустыре все это начиналось. И этот замечательный эксперимент, объединяющий взрослых и детей в одном спектакле, аналогов практически в городе нет. На базе этого учреждения можно выстроить вертикаль развития ребенка с пяти лет до взрослого уровня с переходом в театральные учреждения. Мне кажется, это очень хорошая идея, и все это воплощалось в жизнь в сложнейших условиях. 4 премьеры сделано, я думаю, что не самого последнего уровня.
То, что случилось (с Никоновой, — прим. ред.), - это полное потрясение, вообще никаким образом не подающееся анализу событие. Понятно, что это борьба не за это место конкретно, на котором сидела Никонова, я имею в виду директорское. Это какой-то передел денег. Мне кажется, кто-то заинтересован в том, чтобы не заниматься таким убыточным в кавычках бизнесом, как вкладывать деньги в детей и ждать какого-то от них результата. Это же прекрасное место в центре города, которое можно спокойно продавать и зарабатывать на этом колоссальные деньги, вот и все. Все просто. Мне кажется, это все так».
Алексей Чернышев, главный режиссер:
«У меня прекрасно складывались с Татьяной Владимировной отношения, мы созваниваемся, у меня с ней не было никогда никаких противоречий. Она всегда шла на любые эксперименты. На мне только художественная часть. Она всегда говорила: вы занимаетесь творчеством, а я администратор. Когда мы с ней встречались, у нас все прекрасно было. Сами понимаете, что такое театр и его руководитель. В любом случае, мне кажется, руководитель вправе требовать чего-то, это его прямая обязанность, иначе он не будет руководителем. По творческой части у меня с ней были прекрасные отношения и, я думаю, останутся такими же. Это касается всех проектов, которые она поддержала. К примеру, мы целый год делаем спектакль с товарищами, приезжают московские актеры, которые репетируют с нашей труппой, которую мы набрали. Она всегда отсматривала, интересовалась, кто в труппе, какие актеры. Мы с ней вместе отбирали. Небольшой, но уже есть какой-то костяк молодых актеров, у нас все-таки детское театральное концертное учреждение. Думаю, что многие очень интересные ребята работают в театре.
Мы выпустили спектакль «Алиса в стране чудес», то есть принесли его сюда как уже готовый проект. Татьяна Владимировна, конечно, помогла. Год мы его проиграли, он еще идет, в репертуаре. Потом выпустили спектакль «Винни Пух». И большая работа была над «Сказкой о потерянном времени» - министерство культуры выделило финансирование, и мы его готовили, в ноябре у нас состоялась премьера. Это те премьеры, которые я выпускал при Никоновой.
Отставку я комментировать не буду, тут нужно, чтобы разбирались, что там произошло. Я из СМИ это все узнал уже постфактум. Я в этом не принимал участия и не знаю, что там произошло».
Юлий Ридель, руководитель студии «Феникс», режиссер:
«Причина скандала – мне кажется, это чистой воды клевета, потому что в тот же день мы с директором общались по поводу материалов. Я получил грант, как молодой специалист, и мы договорились, что театр мне помогает с работой, а материалы я сам закупаю, чтобы все быстро было сделано. На мой взгляд, все работало. Никонова знает, как работает театр, как все должно осуществляться. На мой взгляд, специфика очень сложная, потому что дети, которые играют спектакли – как, например, в «Сказке о потерянном времени», — артисты непрофессиональные, но все работало, спектакли ставились, их смотрели. У меня в работе 4 спектакля - 2 на выпуске и на осень в перспективе. Играют только дети. Это уникальный, на мой взгляд, был продукт, когда дети могут прийти в театр и посмотреть, как для них же играют дети и создают такой же волшебный мир, как взрослые артисты. Теперь, по-моему, на корню зарубили уникальное новообразование, которое могло бы выйти. Сейчас придет человек, который якобы знает… Но я не уверен в этом. Детский театр с детьми-артистами – это сложная, кропотливая ежедневная работа. Нужно понимать, что это не какое-то сверхсовременное искусство, где мы можем залупить 20 миллионов рублей за картину, это развитие наших детей. Творчество, которое, если и выходит в ноль вдруг, это замечательно. Если бы работа продолжалась и дальше, были бы найдены меценаты, те же гранты, которые приходили, потому что на постановку спектаклей нужны деньги.
В день (когда была госпитализация сотрудников) я встречался с Никоновой, но не на рабочем месте. Мы виделись на улице. Не знаю, заходила ли директор в ТЮЗ. Мы обсуждали доставку материалов. Мне нужно было попросить разрешение выделить нескольких монтировщиков, которые мне помогли бы разгрузиться с машиной. Я не знаю, может быть, кого-то и ругали, и отчитывали, ну а как же, если работа не выполняется?
Наша студия развивается, штат детей большой, почти 50 человек, студия взяла на всероссийском конкурсе «Енот» первое место по чтению стихов. Движение идет. Дети, родители — все довольны. Слава Богу, что мы находимся на такой прекрасной площадке. ТЮЗ – это не какой-то кружок в подвале, это возможность дать детям прикоснуться к профессиональному театру на высоком уровне».
Григорий Вольвич, зав постановочной частью:
«Татьяна Владимировна показала себя как замечательный руководитель, которому небезразлична судьба театра. Из того концертного зала, который здесь изначально был, мы стали ставить спектакли, и это уже стало походить на театр. Именно благодаря ее руководству. Ей было не все равно, что здесь происходит. Коллектив свой она ценила. Да, разумеется, бывали конфликты, но всегда можно было все решить абсолютно спокойно, полюбовно, что называется. О коллективе своем она заботилась. То, что происходит сейчас – это целенаправленная провокация, чтобы ее отсюда убрать. Кому это выгодно, зачем сделано – я не знаю.
В момент, когда приехала «скорая», я находился рядом и не знаю, зачем нужна была эта госпитализация, это была просто клоунада. Конфликт был. У нас должна была быть премьера спектакля в начале апреля, а бухгалтерия ничего не делала. Да, не спорю, бывало, она пару раз повышала голос. Но почему все трое сразу уехали на скорой с давлением? Я так предполагаю, что это какая-то провокация была.
***
До министра Татьяны Гараниной «Четвертая Власть» так и не смогла за весь день дозвониться. Ей сформулированы такие вопросы:
1. Каковы результаты служебной проверки по якобы конфликту директора "Детское театрально-концертное учреждение" (ДТКУ) с сотрудниками бухгалтерии ГАУК?
2. Участвовало ли министерство или какие-либо чиновники областного правительства в организации провокации в отношении Никоновой?
3. Довольна ли министр увольнением Никоновой?
4. Сможет ли минкульт сохранить творческую атмосферу, сформированную прежней дирекцией систему и традиции «ДТКУ», или «Старый ТЮЗ» превратиться в концертную площадку с профанацией обучения детей?
Уже после публикации материала редакции удалось получить комментарий министра.
«На самом деле, Татьяна Владимировна многое сделала для учреждения и политику, так скажем, действия определила, много туда привлекла людей, постановки были сделаны. За короткий срок в общем-то сделано было многое. Но понятно, что всегда в коллективах бывают межличностные вопросы, но Татьяна Владимировна приняла решение и сама без всяких каких-то прояснений других написала заявление. Служебная проверка проводилась, она немножко противоречивая с двух сторон. Вернее, она еще продолжается, могу сказать», - рассказала Татьяна Гаранина.
«Не считаете ли Вы, что она стала жертвой провокации?» - уточнил корреспондент.
«Мне сейчас рано об этом говорить. Поэтому, если и был какой-то межличностный конфликт между коллегами и директором, а такое часто бывает, это не секрет ни для кого, до конца эти вопросы не решены. Это (увольнение, - ред.) было полностью ее решение. Никакого давления никто не оказывал. Она вообще пришла, раз есть такие противоречия и, чтобы сохранить учреждение, дальше это никуда не пошло, она приняла для себя такое решение», - заверила министр.
От редакции
Редакция «Четвертой Власти», проведя свое журналистское расследование, пришла к предварительному выводу, что увольнение Татьяны Никоновой с поста директора ГАУК «Детское театрально-концертное учреждение» преднамеренно готовилось заранее. Для того и была спланированная проведенная провокация. Подозреваем, что в ней было заинтересовано министерство культуры. По всей видимости, Татьяна Никонова не вписывалась в команду министра Татьяны Гараниной. Возможно, потому, что не собиралась кое с кем «делиться». Вместо этого она, напротив, все спонсорские и даже личные деньги вкладывала в театр, заботясь о его развитии. При этом ее официальный оклад был 20 тысяч рублей. Но, видимо, такое отношение к своему делу, такой подход к работе в областном правительстве и, в частности, в минкульте не в почете, а возможно, даже прямо противоположен сложившейся системе у чиновников.
Татьяна Никонова с того момента, как пришла к руководству ГАУК «Детское театрально-концертное учреждение», работала на результат. За год в театре сделаны премьерные постановки пяти спектаклей, большинство из которых идут с аншлагами. Некоторые из них стали фишками театра. Готовятся новые премьеры. Форма спектаклей во многом уникальна для театральной жизни Саратова — в них задействованы как артисты взрослые, так и дети. Ради воспитания новых театральных талантов и было создано это учреждение.
Всем прекрасно известно, что руководитель, особенно в творческой среде, определяет, на сколько признанным будет учреждение. Никонова сформировала слаженный талантливый творческий коллектив. Конечно, ему требовалось дальнейшее развитие, и оно проводилось.
Но с таким подходом не были согласны те, кто и организовал эту провокацию, поставив уникальный детский театр на грань кризиса, а, возможно, творческого уничтожения, когда вместо собственных постановок и обучения талантливых детей, театральный зал отдадут гастролерам, а фойе — буфету с алкоголем.
Гаранина может аплодировать! Постановка удалась!
Фото из соцгрупп «Старый ТЮЗ» и детской театральной студии «Феникс»