Хозяйка погорелой филармонии
15:00, 20 октября 2010
За какие проделки становятся заслуженными деятелями искусства
Областная филармония уже давно стала символом саратовской культуры, эдаким крейсером «Варяг». Который трещит по швам, тонет (или горит), но не сдается. «Экипаж» продолжает выступать на разных площадках города, строит планы, в общем, выживает, как может. Во главе этой борьбы стоит капитан… то есть директор - Светлана Краснощекова. Она усиленно ищет средства для спасения филармонии и верит в победу. Как нам стало известно, в Министерстве культуры страны готовятся документы для присвоения Светлане Владимировне звания заслуженного работника культуры РФ. Мы изучили послужной список Краснощековой с целью понять, за что она удостоилась этой награды.
Решение, что директор «заслужила», принято весной на коллегии минкульта, в состав которой входят руководители основных саратовских учреждений культуры. Им, конечно, виднее, но у нас как у сторонних наблюдателей возникли некоторые вопросы. Нисколько не умоляя вклад Светланы Владимировны в духовное развитие жителей губернии, все же напомним пару-тройку неоднозначных фактов из биографии Краснощековой.
Кстати, в руководстве самой филармонии нам не подтвердили скорое присвоение директрисе звания. Многих рядовых сотрудников новость неприятно изумила. В пресс-службе нам лишь сообщили, что разговор о звании действительно был и, кажется, документы собирали. Но чем все закончилось, им неизвестно, да и не до того сейчас: началась реконструкция здания. Отказалась Светлана Владимировна и вспоминать истории, о которых дальше пойдет речь, поэтому они будут представлены на суд читателей без ее комментариев.
Ансамбль, которого не было
Краснощекова, став директором филармонии в 2003 году, получила в наследство от своего бывшего «патрона» Михаила Брызгалова арт-студию «ЮТА». Этот коллектив в то время имел большую популярность. Он участвовал во всех значимых областных и городских праздниках, объехал 15 стран мира, завоевал 23 высшие премии на российских и международных конкурсах эстрадной песни.
Артистов из Саратова охотно показывали по местному и центральному телевидению, они приносили филармонии хорошие доходы.
Коллектив появился в этом культурном учреждении в 1998 году. Он состоял из семи человек: студенты эстрадного отделения училища искусств и просто одаренные дети. Возглавляла «ЮТА» Галина Селиванова, она же, кстати, была организатором конкурса эстрадной песни с аналогичным названием. Тогда еще в филармонии правил Леонид Крук. Членов студии приняли на работу как свободные штатные единицы, поскольку для них не предусматривалось места в расписании штатов. Например, Галине Селивановой назначили ставку администратора за фактическое руководство коллективом. Ни юным артистам, ни худруку не давали зарплату. Объясняли задержку тем, что пока «не утверждено штатное расписание». По этой же причине артистам не отдали их экземпляры трудовых договоров – ведь там не была заполнена графа заработной платы. Впрочем, директор и главный бухгалтер их успокаивали: кровные копятся, и, как только утвердят штатное расписание, договоры и деньги студийцы получат. Пока же все заработанные средства направляли на развитие «ЮТА». Таким образом, коллектив существовал во внештатном статусе, не получая денег и при этом вкалывая наравне с другими сотрудниками филармонии.
В 2001 году директором культурного учреждения становится трубач и менеджер Михаил Брызгалов. В 2002-м он наконец получает из минкульта штатное расписание, которое в свое время разработала Селиванова, на новое структурное подразделение. Однако втайне от «ЮТА» директор поменял в документе это название на просто «эстрадная студия». Когда в очередной раз Селиванова запросила у Брызгалова денег для организации концерта, услышала в ответ, что на счету коллектива вообще нет средств. Ни спонсорских, ни заработанных на концертах. Вот тогда-то Селиванова и начала искать добытые ее студией деньги. Светлана Краснощекова, в то время заместитель Брызгалова, во всем помогала шефу. «Ваших денег больше нет, все остатки денежных средств мы уже списали, а все ваши документы и договоры уничтожили», - вспоминает Селиванова слова Краснощековой. Позже, когда последняя уже стала директором, Брызгалов пытался «убедить» первую в своем кабинете министра культуры области.
- Брызгалов сказал мне тогда, чтобы я перестала искать деньги, - говорит Галина Селиванова. - Мол, если вы не прекратите, мы вас уволим, и ни один суд вам не поможет.
Но худрук «ЮТА» не поверила словам министра. В 2003 году Краснощекова после различных притеснений коллектива (например, у арт-студии отобрали помещение) увольняет Селиванову за «неисполнение своих трудовых обязанностей». Та идет в суд и восстанавливается на работе. Тогда же Краснощекова создает детский эстрадный ансамбль «Апельсин», который должен заменить «ЮТА» и явиться тем самым «новым структурным подразделением» в штате. Все это делалось под предлогом, что «детишки» Селивановой подросли, стали, по словам Краснощековой, «пенсионерами» и филармонии надо набирать другие молодые таланты. При этом, по собственному утверждению, директриса не собиралась платить «новым» детям.
Селиванова пошла в Волжскую прокуратуру. В тот момент на поверхность всплывает уточнение, которое в свое время в штатное расписание внес Брызгалов. Прокуратура выясняет, что в штате филармонии никакой «ЮТА» нет. Контролирующие органы приходят к заключению: «Факт существования арт-студии «ЮТА» не установлен». Позже подобный вывод сделает суд.
- На судебных заседаниях Краснощекова заявила, что в филармонии никакого коллектива не было, - говорит Селиванова. - В конце концов вопреки множеству доказательств суд пришел к выводу, что арт-студии «ЮТА» нет, трудовых отношений тоже нет. Тогда, простите, что же есть?
Действительно, документов, которые бы говорили о принятии участников «ЮТА» на работу, не оказалось. Трудовой договор Селивановой с филармонией был уничтожен «в связи с истечением срока хранения». Зато остались многие другие бумаги, есть показания свидетелей. А также многочисленные финансовые документы о том, что на расчетный счет филармонии от спонсоров за 1999-2001 годы для солистов «ЮТА» поступило 480 тыс. 695 рублей 8 копеек (значит, деньги шли), что участники коллектива работали над концертами для культурного учреждения.
Волжская прокуратура завела было уголовное дело по факту невыдачи зарплат арт-студии, но затем в его возбуждении отказала. В качестве основания приводились договоры, которые филармония заключила с тремя артистами. Там написано, что «заработная плата работнику не полагается», а средства идут на развитие коллектива. По словам Селивановой, эти договоры заключались в спешке, в связи с тем что артисты уезжали за рубеж, а директор Крук в тот момент решил поменять отчество. И потом, Трудовой кодекс, в принципе, не предусматривает трудовых отношений без оплаты работы. Вот и Центр правовой помощи СЮИ МВД, изучив материалы дела в 2008 году, пришел к выводу, что существовал «трудовой характер возникших между истцами и ответчиком правоотношений, подтверждающих запланированность ответчиком выплаты заработной платы». Во время этой экспертизы юридическим институтом руководил нынешний глава минкульта Владимир Синюков. Вряд ли он может пренебречь выводами своих подчиненных.
Селиванова говорит: к 2005 году филармония перестала обеспечивать «ЮТА» работой и коллектив прекратил существование фактически. Но не юридически. Ведь официального приказа о ликвидации «ЮТА» не было, поэтому по сей день продолжается «юридический антракт» и зарплата коллективу не выдана. Селиванова намерена идти до конца и обжаловать решения прокуратуры и суда.
Как сожрали «Саратов-Брасс», или Месть Брызгалова
Начало правления Светланы Краснощековой ознаменовалось и еще одной серьезной потерей для филармонии: из ее состава вышел квинтет духовых инструментов «Саратов-Брасс». В 1990 году этот коллектив организовал Брызгалов и сотрудничал с ним вплоть до своего ухода из учреждения культуры. «Саратов-Брасс», как и «ЮТА», успел объехать множество стран и получить множество наград. Тогдашний губернатор Дмитрий Аяцков очень любил этот ансамбль, тот участвовал во всех официальных мероприятиях.
- За 10 лет мы объехали все районы области, нас ждали везде, пока не наступили времена Краснощековой, - вспоминает руководитель «Саратов-Брасс», главный дирижер Липецкого симфонического оркестра Константин Барков. - И вот сидим мы без работы месяц, второй, третий, и нам начинают задавать вопросы: а почему вы не работаете? Администрация филармонии говорит: «А вы нам больше не нужны, потому что вы не пользуетесь спросом».
Позже по своим каналам музыканты узнали: в филармонию постоянно звонили люди с просьбами пригласить коллектив на очередное мероприятие. Но в концертном отделе им отвечали, что «Саратов-Брасс» не в форме, в творческом кризисе. Потом у ансамбля, как в свое время у студии «ЮТА», отобрали помещение. Под конец музыкантам заявили, что они чуть ли не сами должны искать себе концерты. Через два года «правления» Краснощековой «Саратов-Брасс» в полном составе подал заявления об уходе.
Барков уверен, что директор выживала ансамбль не по собственной инициативе, напротив, в финансовом плане тот приносил филармонии выгоду: «В этом деле она была марионеткой - просто подчинялась указам, которые поступали из минкульта от Брызгалова». Последний же, по словам дирижера, мстил коллективу за то, что они в свое время «попросили его».
- Однажды он на год уехал за границу, а приехав, даже не сказал спасибо трубачу, который его замещал, - говорит Барков. – Как-то мы собрались и заявили ему: «Миша, ты замечательный музыкант, но чтобы быть первой трубой в коллективе, нужна постоянная практика. А тебе некогда. Мы за тобой оставляем все - художественное руководство, бухгалтерию, но с одним условием: ты больше не будешь играть на трубе в этом коллективе. Он этого не забыл и, когда достиг уровня министра культуры, при помощи Краснощековой выдавил нас.
Таким как минимум неоднозначным стало начало деятельности Светланы Владимировны на посту директора филармонии. Понятно, что «первой трубой» во всех этих историях был Михаил Брызгалов, но и «партия» Краснощековой хорошо заметна. Можно между ними провести и еще одну параллель: в 2008 году Брызгалов поверг саратовскую культурную общественность в шок, как-то незаметно для нее став «заслуженным деятелем культуры РФ». Это звание обеспечило ему надбавки к зарплате, но не спасло от увольнения. В том же году после бездарно организованных Дельфийских игр он вылетел со своего поста и нашел пристанище в московском Государственном центральном музее музыкальной культуры им. Глинки.
Напомним о некоторых других фактах биографии Краснощековой.
Огонь и деньги
21 ноября 2006 года Саратовская филармония сгорела: выгорел зал, рассчитанный на 530 мест, пострадали музыкальные инструменты, в том числе два рояля стоимостью несколько миллионов рублей каждый. Общий ущерб оценили в 1,2 млн. По данным проверки, возгорание произошло из-за неправильной эксплуатации софитов, стоявших на южной стороне сцены. Один из них взорвался, огонь перекинулся на легковоспламеняющийся сценический задник.
Если ради интереса полазить в Интернете и почитать требования, которые предъявляются к сцене, можно найти следующее: «Поскольку за сценой находится электрическое оборудование, задник должен быть выполнен из огнеупорной ткани, чтобы обеспечить безопасность в случае пожара». Отчего же филармония не купила себе такой задник? Конечно, можно во всем можно винить областные власти, стихию, главного инженера (которого суд оштрафовал на 10 тыс. рублей)… Но ведь и менеджмент филармонии должен нести какую-то ответственность.
Можно еще вспомнить, как в 2008 году счетная палата области обвинила филармонию и ряд других учреждений в нецелевом использовании средств, когда деньги, выделенные по грантам, тратились на выплату премий административно-управленческому персоналу. Темные места в биографии имеют многие работники культуры области, Светлана Краснощекова лишь подтверждает общую тенденцию. Может, стоит немного подождать с присвоением ей звания заслуженного работника, дать возможность еще проявить себя? Или и вовсе подумать о ее увольнении?