Автобусная мина замедленного действия
10:47, 24 января 2018
Пренебрежение безопасностью в угоду прибыли может дорого обойтись саратовским автобусным перевозчикам, работающим на регулярных междугородних маршрутах. Бесконтрольные посадки пассажиров и провоз багажа без досмотра несут потенциальную угрозу не только для жителей региона, но и для столичных граждан. Областная власть бьет тревогу и пытается воздействовать на ситуацию.
Последнее время в России всерьез озаботились проблемой безопасности пассажирских перевозок. Толчком к этому послужили расплодившиеся по всей России, как мошки на арбузной корке, заказные пассажирские перевозчики. По сути своей они осуществляют деятельность как регулярные, но из-за пробелов в законодательстве фактически никаких обязанностей перед пассажирами и регуляторами рынка перевозок не несут. Касалось это и безопасности граждан. Неконтролируемая продажа билетов, нерегламентированные остановки и погрузка багажа давали благодатную почву для транзита криминальных грузов и перевозки сомнительных личностей. На фоне борьбы с терроризмом и повысившейся из-за этого угрозы государственные деятели не могли пройти мимо сложившейся системы и сейчас предпринимаются шаги по изменению ситуации, начиная с обязательного лицензирования пассажирского транспорта.
Но пока государство пытается отрегулировать рынок заказных автобусных перевозок и привести его к единой законной модели, некоторые регулярные перевозчики уже взяли на вооружение приемчики полулегальных партнеров и, закрывая глаза на безопасность перевозок в угоду прибыли, пренебрегают действующими предписаниями.
Саратов в этом не отстает от других городов, а иногда выступает и «законодателем мод». Как показала проверка ФСБ, на абсолютно легальном транспорте официального перевозчика, следующем из областного центра до Москвы, можно запросто провезти бомбу.
Скажем так, не самый приятный итог эксперимента на фоне грядущего крупнейшего спортивного события – чемпионата мира по футболу.
Почему так происходит и можно ли побороть порочную практику, постараемся выяснить.
Опасный груз
Правила организации регулярных перевозок пассажиров и провоза багажа в следующих по маршрутам автобусах обозначены федеральным законом №220 от 13 июля 2015 года. По нему маршрут должен иметь регламентированное количество остановок, в нем должны быть установлены начальная и конечная точка рейса - все это прописано в соответствующей маршрутной карте.
По словам генерального директора ОАО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» Кирилла Лаврентьева, в нашем регионе между несколькими перевозчиками и саратовским автовокзалом заключен договор по ряду маршрутов, в том числе следующих от Саратова до Москвы и Санкт-Петербурга. По нему продажа билетов осуществляется только на территории автовокзала, их реализация через другие кассы недопустима. Автовокзал же является их начальной точкой, отправным пунктом. Все маршруты регулярные, а это означает, что право работы на них возможно только по карте установленного образца. В ней четко обозначены те остановочные пункты, по которым должен двигаться транспорт перевозчика, остановка в не предусмотренных им пунктах категорически запрещена, в том числе и потому, что именно такие остановки таят в себе потенциальную угрозу безопасности.
Однако, как выяснилось, с соблюдением этих правил у местных перевозчиков, мягко говоря, не все гладко.
В прошлом году Федеральная служба безопасности региона дважды проводила проверку по одному из маршрутов компании ООО «Властелин». В ходе нее выяснилось, что автобусы этого перевозчика не только пренебрегают маршрутной картой, останавливаясь там, где не должны этого делать, но и принимают без проверки багаж в грузовой отсек автобусов. К примеру, в марте прошлого года в один из рейсов передали сумку с муляжом взрывчатки, и это так и осталось незамеченным. Повторная проверка в конце года подтвердила, что выявленные ФСБ нарушения так и не были устранены.
Есть и еще один нюанс - перевозчики продают билеты в своих личных кассах, а не только в предусмотренных договором кассах автовокзала. Такая реализация проездных документов провоцирует последующую посадку пассажиров рядом с местами продаж билетов, например на Привокзальной площади, а не в утвержденных местах.
Бесспорно, это удобно для самих пассажиров, но что-то подсказывает, что забота о людях - не главный аргумент, которым руководствуются бизнесмены. Больше верится в то, что они не хотят делиться прибылью от продажи билетов с государственным автовокзалом. Но денежные разборки между контрагентами не сильно-то заботят простых пассажиров, ведь они пойдут туда, где купить билет и сесть в автобус ближе, вряд ли кто-то будет задумываться об обратной стороне медали.
Как известно, на автовокзале есть металлодетекторы, присутствуют посты полиции, обеспечивается хотя бы минимальный уровень безопасности при досмотре багажа и регистрации пассажиров. В пункте на «привокзалке» подобного нет. Где проще будет погрузиться в автобус человеку со злыми намерениями – очевидно.
Нарушая маршрут
Изменение согласованных схем движения - серьезное нарушение, сказывающееся на безопасности перевозок. Как это происходит на практике, продолжает рассказывать Лаврентьев:
«Отправляясь с начальной остановки «Саратовский автовокзал», к примеру, в 15.00, автобус в районе Горэлектротранспорта производит дозагрузку вещей и багажа в грузовые отсеки. Потом заезжает на Большую Казачью в районе, где их кассы на Аткарской, там загружаются люди. Потом заезжают на стадион «Волга», где у них также есть касса. И после этого движется по маршруту в Москву, заезжая при этом на автостанции Калининска и Балашова, что является прямым нарушением правил перевозки по межрегиональным маршрутам».
По его словам, эти факты также фиксируются региональным Управлением государственного дорожного надзора, которое выписало штрафы перевозчику. Он отметил, что это нарушение транспортного законодательства, и соответствующие письма уже направлены в контролирующие органы.
По словам Кирилла Владимировича, аналогичная ситуация у «Властелина» еще с одним регулярным маршрутом (всего у фирмы их 3) - Балаково-Москва. К примеру, по его сведениям, в Петровске перевозчик «умышленно» открыл кассовый пункт напротив автовокзальной станции и не заезжает на нее, а грузит пассажиров на своем кассовом пункте.
«Но вопрос здесь не в том, где он грузится, а в том, что в соответствии с законодательством мы, то есть тот же петровский автовокзал, обязаны передавать все данные о пассажирах, транспортных средства и водителях, которые едут по межрегиональным маршрутам. По любому маршруту, выходящему за пределы нашей области, как только происходит отправление с автовокзала, вся информация передается в федеральный центр, в Москву. К сожалению, при дозагрузке на каких-либо других остановках такой передачи не осуществляется», - посетовал он.
По данным гендиректора ОАО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций», ситуация с нарушениями на регулярных маршрутах аналогична и у второго саратовского перевозчика, связывающего Саратов с Москвой - ООО «ВПЛ Столица».
«Это те же посадки на Аткарской, на стадионе «Волга», - пояснил он.
Возможно, схожий «стиль работы» этих компаний объясняется тем, что, по некоторым данным, у них единое руководство.
Позиция минтранса
Региональный минтранс знает о ситуации с регулярными междугородними маршрутами и намерен с ней бороться. Об этом сообщил замминистра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Сергей Балакин.
По его словам, отношение министерства к нарушениям компании-перевозчика «самое негативное».
«Мало того, что они нарушают действующее законодательство (изменили для себя схему маршрута), антитеррористической защищенности никакой», - сказал он.
Чиновник рассказал, что межсубъектные маршруты - прерогатива федеральных органов, в связи с чем необходимые документы будут отправлены в Москву.
«Мы подготовили письмо за подписью зампреда и направляем в министерство транспорта, чтобы там оказали на них какое-либо воздействие. Вообще же сама процедура такая, что все это должно происходить через суд», - пояснил Балакин.
Пока компетентные органы власти пытаются навести порядок с безопасностью перевозок, горожане и автолюбители негодуют по поводу того, что в автовокзал перевозчики превратили участок улицы Степана Разина напротив трамвайного депо от Посадского до Кутякова.
Ежедневно десятки автобусов занимают половину этой оживленной дороги в центре Саратова. Периодически она напоминает муравейник. Со всех сторон к автобусам слетаются легковушки, бегают люди, перегружаются какие-то коробки, блокируется движение. Проезжающие мимо автолюбители происходящее комментируют крепким словом, жителей многоэтажки, под чьими окнами кружит кутерьма, больше интересует, когда их перестанут травить выхлопами и что передают в коробках. Хаос, творящийся на Степана Разина, как нельзя лучше характеризует состояние отрасли. Уже и обыватели начинают понимать, что время наводить порядок с автобусными перевозками наступило еще вчера.