Синдром Мигачева, или Символ прощания с эпохой строительного безобразия
17:01, 29 декабря 2023
Саратовскому правительству и в целом Саратовской области не везет с чиновниками строительно-коммунального блока. Подавляющая часть всех коррупционных скандалов и уголовных дел связана деяниями строительного чиновничества. Это объясняется тем, что эта сфера стала самой коррумпированной, с начала 2000-х находилась под влиянием криминальных лиц, превратившихся в местечковых олигархов и решал. И вот уволен еще один высокопоставленный чиновник из той сферы – Павел Мигачев.
Есть большая вероятность, что в отношении уволенного зампреда будет, как минимум, возбуждено уголовное дело. О необходимости расследования говорил Володин на вчерашней встрече с активом общественников, чиновников и силовиков. Он даже назвал как наказание слово «лесоповал» (далее будем его употреблять как фразеологизм, как фигуральное выражение). Судя по одобрительным откликам общественников и депутатов, так оно и будет.
Принцип Тепина: скандал и повышение
Это уже стало традицией, когда после отставки высокопоставленных чиновников строительной сферы в отношении них возбуждают уголовные дела, после чего их отправляют на «лесоповал». Ярким примером является оскандалившийся при всех должностях Дмитрий Тепин, которого нынче судят.
Пять последних лет его карьеры неслись стремительно. Он поднялся с главы МО до министра, затем бел перемещен в ключевой Энгельсский район главой. Там проработал недолго и был изгнан.
Весной 2023 года в отношении него завели уголовное дело. Ему предъявили обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями.
Будучи министром, Тепин не организовал внесение корректив в формирование закупочной цены жилья для детей-сирот, в результате оно оказалось существенно ниже рыночной цены, из-за чего компании не брали госзаказы по строительству. Предполагается, что он не проконтролировал передачу более 350 однокомнатных квартир из госсобственности детям-сиротам.
Стоит отметить, что пока Тепин удачно отделался – его обвиняют не в таком уж страшном преступлении – ну, не правильно определил коррективы цены, не украл же! Но за этой «нелепостью» стоит хитрая, коварная схема. В те годы монополистом в строительстве жилья по госзаказам был холдинг «Саратовжилстрой» Леонида Писного. Его предприятия ориентировались на применении дешевых стройматериалов и технологий, которые они сами и производили, и использовали. Какие дома стоил Писной, стало уже притчей во языцех. Дома Писного с нашей подачи прозвали «домиками Ниф-Нифа». Поэтому для него были непробиваемыми конкурентами все остальные компании, которые делали более дорогое, но более качественное жилье. Но они из-за низких госцен не могли зайти на этот рынок. Вот такой круглолицый с детскими глазами помощничек в бизнесе был у Писного во главе министерства строительства.
Но при Тепине были еще и вопиющие коррупционные скандалы. Например, были вскрыты незаконные схемы предоставления земельных участков в Солнечном-2 и в других микрорайонах. Земли выделялись за бесценок и без особого обременения. В результате пустыри застраивались коммерческим жильем без учета возведения на них социальных и инфраструктурных объектов: школ, детсадов, поликлиник, детских и спортивных площадок, скверов. Это безобразие вскрыл Вячеслав Володин, после этого начались расследования и введение нового градостроительного порядка, при котором при строительстве группы многоэтажек обязательно нужно возводить необходимый в микрорайоне соцобъект.
Здесь Тепин был не одинок. Все это началось еще при его предшественнике Дмитрии Федотове, который смог дослужиться до зампреда по строительной сфере. Еще более доверенное лицо Писного. После отставки тот пошел работать в материнскую компанию своего босса.
И Федотов, и Тепин ответственны и за искусственно созданную проблему с обманутыми дольщиками. Кто творцы схем, по которым собирали деньги с дольщиков, их кидали, запускали на собранные деньги новые дома, с их дольщиков так же собирали деньги. И так далее по цепочке. Никто не поверит, что об этих схемах не знали названные высокие лица. Никто не поверит, что они им не содействовали.
К сожалению, за эти коррупционные схемы никто ответственности пока не понес. Следствие продолжается.
Головотяпство или преступление Мигачева?
К Мигачеву также масса претензий. Его деятельность имеет, может быть, не такую ярко выраженную коррупционную основу, но недоверие к его работе большое. Причем не только у СМИ и общественников, но главное – у Володина.
Главный депутат ругал Мигачева за преступную безответственность, за головотяпство. За утверждение ошибочных и необоснованно дорогих проектов. За срыв их исполнения. За одобрение застройки жилых кварталов опять же без социальной инфраструктуры. За срыв ввода крупных социальных объектов.
Ярким примером является проект «Скоростного трамвая». Он фактически сорван. Сроки его завершения перенесены на год – до конца 2026 года. При подготовительных работах обнаружилось, что проект новых трамвайных путей составлен неверно, с грубыми ошибками, с недочетами по дренажу, коммуникациям, грунту. Как будто проектировщики на место не выезжали и исследования не проводили. При том, что проект вышел очень дорогой. Здесь прослеживается коррупционная составляющая. Было ли это без участия Мигачева? Если он дундук и профан в строительстве, то, возможно. Но здесь вряд ли уже бывшего зампреда можно заподозрить в незнании и невнимании.
Кроме проекта в «Скоростном трамвае» вскрылись еще и другие провалы.
Тогда Володин жестко отругал Мигачева и оправил его работать в строительный вагончик, чтобы на месте заниматься проблемой. В вагончик преемник Тепина поехал, провел там серию совещаний, после чего случилось фиаско – реализацию проекта «Скоростного трамвая» отложили.
До этого были претензии к Мигачеву по строительству «Протон-Арены» (первоначальное название ФОК «Газовик»). В частности, Володин недоумевал, как стоимость строительства этого объекта выросла сперва со 150 млн до 434 млн, а затем ее накрутили до 730 млн руб. За это должен был ответить Мигачев. Этот объект с 2013 года был долгостроем, с 2022 года там продолжились работы, но ни шатко ни валко.
И таких провалов и претензий по ним к Мигачеву - около десятка только по масштабным проектам. Это и провалы по застройке Зеленой горки, и по развитию пригорода Саратова Воробьевки, и по переселению из ветхого аварийного жилья, и по Дому офицеров в Энгельсе. А тут еще и десятки локальных строек соцобъектов: больниц, школ и т.д., за которые персонально отвечают начальники-чиновники подчиненные Мигачева и он сам.
Кроме того, Мигачева подозревали в тайном обслуживании решал и развенчанных олигархов. Но мы в карман чиновнику не заглядывали, в его хоромах не бывали, по сему судить не будем.
Общее дело и традиция
У Мигачева и Тепина есть еще одна схожесть. Их карьеру на её вершине постоянно сопровождали скандалы. К ним были претензии, но они не только оставались на своих местах, но и шли на повышение или передвижение по диагонали. Про карьеру Тепина мы писали выше. Так бывший губернатор его берег. За него хлопотали и весьма влиятельные тогда лица, среди них и криминально-строительные олигархи. Но это Тепина не спасло.
По Мигачеву карьерная картина схожа. Полтора года первый замминистра, не полных полгода заммэра Саратова, три года министр строительства и ЖКХ и блистательный финал – после избрания Романа Бусаргина губернатором - его заместитель по строительно-коммунальной сфере. Хотя критика Мигачева постоянно была на всех этапах его замечательной работы. Причем не только у СМИ и общественников, но и у Вячеслава Володина, который чуть ли не в каждом публичном выступлении говорил, что этого, фигурально выражаясь, негодника нужно гнать из правительства. Как римский сенатор Катон в каждом выступлении говорил, что Карфаген должен быть разрушен. Но каждый раз Мигачеву давали отсрочку на исправление. Так как исправление проходило не в колонии, а в кабинетных условиях, оно не удалось. Теперь важно, чтобы Мигачев не стал, как Тепин, главой большого района. По моим данным, его уволили без права трудоустройства в госструктурах. Синдром Мигачева в его лице должен быть разрушен!
Сломанные винты системы
Помимо Тепина и Мигачева за последние четыре года, как только Володин стал пристально следить за государственно-строительной сферой, свои должности потеряли многие другие начальники-чиновники от строительства. И что примечательно, по многим из них после отставок возбуждали уголовные дела.
Так, за провалы в строительстве «Протона-Арены» слетел с должности председатель комитета по реализации инвестпроектов Роман Карякин. Сегодня прокуратура области объявила о возбуждении уголовного дела в отношении него о превышении должностных полномочий при заключении госконтрактов. По версии следствия, в период с 2021 по 2022 год он дал директору «Управления капитального строительства» указания о заключении 20 госконтрактов без проведения конкурса. В итоге цену контрактов снизить не удалось. Ущерб оценен в 80 млн рублей. Предполагается, что чиновник это сделал из личного интереса.
К Карякину было много претензий со стороны СМИ и общественников за плохую организацию строительных работ по другим социальным объектам. Я сам об этом неоднократно заявлял, в частности, по провалу реконструкции стадиона в Петровске. Но только после критики Володина Карякин был уволен.
На это я обращаю внимание к тому, чтобы не доводить скандал до верхов, дабы избежать ненужной критики нашего выдающегося земляка, должны прислушиваться к критике со стороны депутатов, общественников и прессы. То есть не доводить ситуацию до крайности, а решить проблему при ее обострении.
Другой яркий пример – директор КПСО (ООО) «Государственное жилищное строительство» Денис Боткин. По нему также было возбуждено уголовное дело и в этом году вынесен приговор.
Он был обвинен в том, что возглавляемый им «Госжилстрой» заключил договоры с 4 организациями на строительство 11 многоквартирных домов в 10-м микрорайоне в Солнечном-2. С декабря 2013 года по апрель 2018 директор, злоупотребляя своими полномочиями, действовал в интересах этих четырех юридических лиц. Он должен был заплатить подрядчикам за возведение домов средствами, которые имелись на счетах предприятия, но вместо этого в счет оплаты передал строительным организациям 352 квартиры, которые предназначались детям-сиротам. За это Боткин наказан 3,5 годами принудительных работ.
Причем, как установило журналистское расследование «Четвертой Власти», «Госжилстрой» и после увольнения Боткина при других директорах продолжил использование серых схем продажи квартир, которые ему передавали застройщики за то, что им эта организация готовила инфраструктуру.
Охранитель порядка не должен быть
Вывод такой – при смене руководителей государственных строительных организаций, при смене чиновников среднего звена коррупционный рецидив в строительной сфере продолжался. Не от того ли, что оставался на своем месте и был не потопляем главный куратор строительно-коммунального блока?
То есть от Федотова до Мигачева ничего не менялось: ни порядки отношений с застройщиками и генподрядчиками, ни подходы к управлению госстройками, ни серые схемы, ни протекция, ни фокусы с выделением земель и продажами квартир. Потому что Мигачев был человеком этой системы, из этой среды, охранителем тех порядков, которые формировались олигархами и решалами.
И здесь главное - не сделать так, чтобы вместо Мигачева пришел такой же охранитель тех же порядков. Должен прийти не выходец из этой среды, а тот, который захочет и сможет провести чистку гнилой системы госстроительтсва.
Мигачев, надеемся, последний из могикан строительного чиновничества эпохи вседозволенности. Володин символически перед новым годом произнес свою речь как приговор, подлежащий исполнению. Ключевой его тезис был такой: мы должны балласт (в значении - нерадивых чиновников) сбросить в этом году и не делать его в следующем. Теперь дело за теми, кто должен этот балласт сбросить.
Вадим Рогожин, с сожалением